Консультация для родителей "Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с амблиопией и косоглазием"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ткаченко Евгения Юрьевна

В данной статье раскрывается тема особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющими амблиопию и косоглазие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_vozdeystvie_na_razvitie_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

КОМПЛЕКСНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ  НА  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  АМБЛИОПИЕЙ   И  КОСОГЛАЗИЕМ

Подготовила:  учителя-логопеда  Ткаченко Е.Ю.  

Зрительные  нарушения  осложняют формирование речи. Общая особенность таких  детей- нарушение словесного опосредования. Имеющиеся исследования  в основном  посвящены  нарушениям звукопроизношения. (М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, С.В. Яхонтова) .В 60-70хгг. Р.Е. Левина, В.К. Орфинская  исследуют  недоразвитие речи у детей  данной категории.

Опыт логопедической работы  позволяет  выделить несколько групп детей  с различной  степенью  тяжести  нарушений зрения и речи.

Для детей  1  группы  характерна грубая  не сформированность  всех языковых систем. Снижено  понимание речи. Развернутая речь характеризуется  лексико- грамматическим недоразвитием. Крайне беден словарный запас. Имеются множественные нарушения  фонетической  стороны речи. У всех  детей отсутствуют  фонематические  представления.  

После согласования с тифлопедагогом и  воспитателями плана  обучения, занятия  по развитию речи  проводятся логопедом. Тифлопедагог  обогащает  зрительный  сенсорный  опыт  и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность , расширяет  их словарь. Коррекционная логопедическая работа ведется  по  программе Т.Б. Филичевой, Г.В . Чиркиной» Подготовка к школе  детей  с  ОНР в  условиях  специального детского сада».

У  детей  2 группы обширно  представлены нарушения  фонетической стороны речи. Отмечается  несформированность  фонематических представлений. Ведущая роль принадлежит тифлопедагогу. Логопедическая  работа опирается на программы « Воспитание  и обучение  детей дошкольного возраста с ФФН» ( ст.гр.)  Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН»( подг.гр.) Г.А. Каше.

У детей  3 группы  хорошая  слуховая дифференциация звуков. Дети не испытывают затруднений при обучении  фонематическому  восприятию. Обьем и качество словаря соответствует возрасту, хорошо развита связная речь. Речевые нарушения проявляются в отсутствии или  при искажении  звуков. Логопед осуществляет профилактическую  работу с этими детьми, опираясь на консультации тифлопедагога.

Формирование связной речи у детей с амблиопией и  косоглазием - сложный процесс , требующий целеноправленного , систематического  коррекционно-логопедического воздействия. Трудности обучения детей с нарушением зрения инициативной связной речи обусловлены рядом причин -

- недостаточным использованием сохранных анализаторов детей с частичным зрительным дефектом

- обедненностью предметных представлений , свойственной всем дошкольникам с особенностями в развитии

- недоразвитием чувственной основы становления речи

В настоящее время в коррекционной логопедической работе с детьми с амблиопией и косоглазием имеется ряд трудностей

1 Проблема реализации в полном обьеме логопедических и тифлопедагогических задач развития речи дошкольников с учетом установок офтальмологической службы.

2. Отсутствие в специальной логопедической и методической литературе системы работы по развитию инициативной связной речи дошкольников с частичным зрительным дефектом.

3. Имеющиеся в специальной литературе и логопедической практике средства развития связной речи не обьединены в систему и не могут быть использованы в работе без адаптации к зрительному нарушению детей с амблиопией и косоглазием.

4. Чрезмерная опора на образец и готовый план при составлении рассказив.

5. Отсутствие специальных занятий по ознакомлению дошкольников правилами построения текстовых  сообщений.

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного  образовательного учреждения , от интеграции в единое целое работы специалистов  разного профиля.  Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием осуществляется путем комплексного многостороннего воздействия силами  учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателей, родителей, при ведущем значении дефектологов.

Учитывая несоответствие между словесными и чувственными связями у детей с нарушениями зрения, тифлопедагогика придает большое значение словарной работе. Деятельность тифлопедагога направлена на формирование  предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесенности слова и образа.

Задача учителя-логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических едениц, овладении навыками словоизменения и словообразования, активизации речевой деятельности, формировании специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.

Работа над обиходно-бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков  на занятиях, во внеучебной, игровой деятельности, общении ведется воспитателями и родителями.

Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи детей осуществляется логопедом. Он обучает детей правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит детей моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.

Тифлопедагог и воспитатели специально организуют игровую и практическую длеятельность детей с целью обогащения сенсорного опыта дошкольников с нарушениями зрения и активизации их общения.

Следует отметить, что дети с амблиопией и косоглазием недостаточно используют сохранные анализаторы. Поэтому тифлопедагоги проводят специальную работу , регулирующую  деятельность дошкольников по исследованию свойств предметов.

Тифлопедагогу  принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с сюжетной картинкой: формирование ориентировки в наглядно-представленной ситуации, конкретизация сенсорного опыта дошкольников и актуализация опорных знаний.

Разработанная система работы предполагает определенную этапность и последовательность подачи материала, не перегружает детей с нарушениями зрения.

При целенаправленном обучении на занятиях по развитию речи в специальном  детском саду речь детей с амблиопией и косоглазием становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно-образный характер. Это служит доказательством эффективности комплексной  коррекционно- логопедической работы, которая занимает существенное место в системе коррекционно- обучающего воздействия на ребенка с нарушением  зрения.

Коррекционно- воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления :

  1. Формирование базы для речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсорного опыта, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений  о предметном и социальном окружении.
  2. Самостоятельная речевая деятельность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи( мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцирования).

Реализация задач второго направления предполагает определенную этапность в работе.

  1. Составление предложений разных конструкций.
  2. Упражнение в диалогической речи.
  3. Упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.

Обучение составлению предложений и диалогической речи рассматривается как подготовительный этап к упражнениям в связной речи; оно проводится по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и только иногда используется как часть фронтального занятия.

Помимо этого, в содержание подготовительной работы входят ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизицию  речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.

Все занятия по обучению детей инициативной  связной речи разбиты на 3 группы- рассказы детей по восприятию, памяти, воображению- и проводятся раз в неделю на фронтальном занятии согласно плану коррекционно- методической работы.

Специфическим средством активизации познавательной деятельности детей является графическое моделирование. В результате эксперементальных исследований установлено, что старшие дошкольники в состоянии применять наглядные модели, облегчающие ориентировку в пространстве, формирование математических представлений, ознакомление с живой природой, обучение грамоте, знакомство с детской художественной литературой.

В коррекционной логопедической работе в ДОУ 4 вида средства графического моделирования( схемы,предметные картинки,пиктограммы) могут быть использованы для активизации инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи дошкольников»

Материал предназначен для родителей  средней группы, по теме развития речи....

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

Консультация для родителей "Родителям о развитии речи дошкольников"

  Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэто...

Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"

Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка....

Особенности развития речи детей с амблиопией и косоглазием

Основные задачи развития речи,  логопедическая работа по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием ....

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...