Проект " Сказка о веселом язычке"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цель проекта:

-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,

- повышение педагогической компетенции родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_art.gimnastika.docx25.19 КБ
Файл proekt_skazka_o_veselom_yazychke.pptx119.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с задержкой психического развития.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.

Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой.

Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок».

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

*ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,

*аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата,

* необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух.

Проект: Артикуляционная гимнастика.

Место проведения: МБДОУ центр развития ребенка –детский сад №32

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы.

Учитель-логопед: Антонова Ольга Николаевна

Воспитатель: Федотова Т.Ю.

Характеристика группы: в группе 12 человек.

Проект является долгосрочным  и рассчитан на 2 года.        

Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух.

Цель проекта:

-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,

- повышение педагогической компетенции родителей дошкольников.

Реализация данной цели предполагает решение таких ЗАДАЧ, как:

1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ.

2.Познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

3.Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;

4.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

*Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методами закрепления навыков у детей.

Задачи учителя - логопеда:

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;

- продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики.

- показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом разработать картотеку артикуляционных  упражнений по лексическим темам.1

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

- познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.

- знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;

- отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики;

-сочинить сказку о веселом язычке.

Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппаратаразвитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

- информационные листы для родителей;

- анализ методической литературы по данной теме

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

I. Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.

2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – пес Барбос);

3.Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. 

II. Работа с родителями.

1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;

Цель: профилактика речевых нарушений.

2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.

3. Практикум по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми;

Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики.

III этап: заключительный.

 Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;

Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества с родителями средствами совместного творчества.

В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи).

В процессе работы использовались следующие методы:

-словесный (индивидуальные беседы, консультации);

-практический (проведение семинаров-практикумов);

-наглядный (подборка материала, показ презентаций,  памятки для родителей)

Материально-техническое обеспечение: компьютер, игрушка пес «Барбос», зеркала,  стихотворные тексты, краски, ватман.

Ответствен

ные

Социализация

Познание

Художественное творчество

Учитель-логопед

Антонова О.Н.

 совместно с воспитателем разработать картотеку артикуляционных  упражнений по лексическим темам.

Знакомство с органами артикуляции и артикуляционной гимнастикой.

Проведение контрольного занятия

Рисование иллюстраций к сказке о веселом язычке

Воспитатель

Федотова Т.Ю.

Рассказывание сказки о веселом язычке

Утреннее выполнение артикуляционной гимнастики

Выполнение артикуляционной гимнастики на прогулке.

Родители

Повторение артикуляционнх упражнений

Сочинение сказки о веселом язычке.

Практикум по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики с детьми

Рисование иллюстраций к сказке о веселом язычке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №32 143 033, Московская область, Одинцовский городской округ, п. Горки – 2, д. 19 E-mail : det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07 Долгосрочный проект в группе компенсирующей направленности на тему: «Сказка о веселом язычке» Подготовил: учитель-логопед высшей квалификационной категории Антонова Ольга Николаевна

Слайд 2

Актуальность Востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между : *ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, *аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата, * необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Слайд 3

Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух. Цель проекта - создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики

Слайд 4

Проект : Артикуляционная гимнастика Место проведения : МБДОУ центр развития ребенка –детский сад №32 Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы. Учитель-логопед : Антонова Ольга Николаевна Воспитател ь: Федотова Татьяна Александровна Характеристика группы : в группе 12 человек. Проект является долгосрочным и рассчитан на 2 года.

Слайд 5

Этапы проекта: Выявление проблемы. Организация совместной работы детей и педагогов над проектом. Практическая деятельность по решению проекта. Презентация.

Слайд 6

Ожидаемый результат : 1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей; 2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей; 3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Слайд 7

Практическая реализация проекта Проведение артикуляционной гимнастики. Знакомство с артикуляционными упражнениями, подготовка речедвигательного аппарата .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Проект«Сказки о Веселом Язычке»

Разработан проект, среднесрочный, для детей старшего дошольного возраста. С последующей разработкой презентаций - сказок для артикуляционной гимнастики....

Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»

Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам ...

Проект "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для детей форме сказки " О Веселом Язычке"....