Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Цель занятия: уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, согласование существительных  с числительным один-пять, образование существительных множественного числа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в старшей группе компенсирующей направленности  по теме «Насекомые»

Цель: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания,

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «насекомые».

2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;

 3 Образовывать количественные существительные

 4 Развивать словарь по данной теме, внимание, память;

5. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. 6Закрепить представление о насекомых.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых, слайды с загадками.

Раздаточный материал: картинки с изображением насекомых, разрезные картинки. 

Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Назови первый звук в слове».

Логопед называет слово, кидает ребенку мяч. Ребенок называет первый звук в слове, возвращает слово учителю-логопеду (машина, арбуз, самолет, кот, шапка и т.д.)

Тематическая беседа о насекомых:

На фланелеграфе появляется картинка с изображением жука.

Расскажите, жук, какой? (Большой, черный, добрый, усатый...)

Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове 2 глаза и пара усиков, 6 лапок.)

Кто знает, зачем жуку панцирь? Что находится под ним? (Крылья.)

Что умеет делать жук? (Ползать и летать.)

Чем питаются жуки? (Нектаром, растительной пищей.)

Пальчиковая гимнастика.

Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг.

(Сжать кулачок)

Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу.

(Поводить рукой как-будто жук летит).

Я могу часами
Шевелить усами.

(Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы») и пошевелить пальцами...

Дети садятся на стульчики

Учитель-логопед показывает детям презентацию «нассекомые»

1 слайд. Посмотрите и назовите, кто это?

 (Дети называют: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар).

2.слайд.Различные насекомые в природе.

Учитель-логопед: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые -обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

3 слайд. Изображения насекомых. При правильном ответе насекомые оживают.

Учитель-логопед: дети , я буду загадывать  загадки , а вы должны догадаться о каком  насекомом идет речь.

Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)


Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

(муравьи)


Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

(жук)


Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(комар)


Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(бабочка)


Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

(паук)


Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

(кузнечик)


Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.

(муха)


Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.

(осы)

Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь немного поиграем

Физкультминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко

Дидактические игры  «Один-много», «Один — пять», «Назови ласково».

Учитель-логопед:

Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут?(Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)

Логопед предлагает детям взять любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому, не показывая и не называя насекомое, рассказать о нем. Начинает педагог:

Это насекомое летает, у него крылья, как у самолета, большие глаза и длинное-длинное туловище.

О ком я рассказала? (Дети отвечают.)

Дети составляют описательные рассказы о насекомых по образцу учителя-логопеда (пчела, бабочка,муравей и т.д.).

Учитель-логопед: а сейчас мы еще поиграем. Ига называется «Собери картинку». Мы разделимся на 2 команды. Чья команда  быстрее соберет картинку насекомого, назовет его, та команда и выиграет.

Дети выполняют задание.

Молодцы, ребята!

О чем мы сегодня разговаривали? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?