«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»
план-конспект занятия по логопедии

Цель: закрепление   у детей подготовительной группы компенсирующей   направленности  навыков   анализа и синтеза речевых единиц.

   Коррекционно-образовательные задачи:

 закрепить понятия: гласные звуки, согласные звуки, соотнесение звуков с условной моделью:

красный цвет – гласные, синий цвет – твердые согласные, зеленый цвет – мягкие согласные;

закрепить умение обозначения на схеме  места звуков в слове;

закрепить умение обозначения на схеме количества слогов в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuko-bukv_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №32
143 033, Московская область, Одинцовский городской округ, п. Горки – 2, д. 19
E-mail: det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07

Конспект

открытого занятия

на тему:

«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Антонова О.Н.

    Цель: закрепление   у детей подготовительной группы компенсирующей   направленности  навыков   анализа и синтеза речевых единиц.

   Коррекционно-образовательные задачи:

 закрепить понятия: гласные звуки, согласные звуки, соотнесение звуков с условной моделью:

красный цвет – гласные, синий цвет – твердые согласные, зеленый цвет – мягкие согласные;

закрепить умение обозначения на схеме  места звуков в слове;

закрепить умение обозначения на схеме количества слогов в слове.

  Коррекционно- развивающие задачи:

развивать познавательный интерес; продолжать развивать умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

  Коррекционно –  воспитательные задачи:

воспитывать положительную мотивацию через использование элементов занимательности, развивать самоконтроль за своей речью, умение слушать ответы других, не перебивая друг друга.

 Материал:

Картинки, схемы, фишки красного, синего, зеленого цвета, Волшебный сундучок,  коктейльные трубочки, маленькие игрушки, плоскостные    магнитные фигуры, стол с песком, кинетический песок, логокуб, колокольчик, бутылка с конфетти, магниты трех цветов, подносы.

  Дифференцированный подход по степени  сложности речевого материала:

детям   с высоким  и средним уровнем предлагаются слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков на уровне слов и фраз;

детям  с  низким  уровнем - простые слова доступные по слоговой структуре и не насыщенные дефектными звуками, автоматизация поставленных звуков на уровне слов.

        По методам и приемам:

детям  с высоким уровнем -  построение самостоятельно сложносочиненных предложений, ответы на вопросы доказательного характера;

     детям   со  средним  уровнем –ответы детей с незначительной помощью            логопеда;

детям   с низким  уровнем  – структурирование вслед за логопедом или более сильными детьми.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Зайдя в кабинет я заглянула в Волшебный сундучок и посмотрите, что в нем обнаружила …(логопед примагничивает на доску буквы)

Что это? – Буквы!

Почему они разного цвета? –  Гласные или согласные.

Давайте посмотрим, что еще есть в Волшебном сундучке? ( Логопед открывает крышку, слышится звук)

Что вы слышите?- Звуки!

Чем отличаются звуки от букв? – звуки мы слышим, а буквы видим.

Ребята, подойдите к столу с песком.  С помощью трубочек  подуйте на песок, чтобы у вас получились  дорожки и, найдя карточку в песке, назовите, что на ней нарисовано. (Ребята выполняют задание и называют:  береза, змея, лапти, гриб, пила).

Берите с собой карточки, проходите на места.

У меня в руках уже знакомый вам мягкий зеленый осьминог и синий кубик.

Что означают эти предметы, чем они нам обычно помогают?

-Осьминог и кубик помогают определить твердый или мягкий согласный в слове.

Посмотрите, ребята, у меня на доске вы видите карточку, на которой прямоугольники из 3-х частей, где одна часть в  каждом прямоугольнике закрашена синим или зеленым цветом. Что означает эта карточка, для чего она необходима?

- Для того, чтобы найти место звука в слове.

На моей карточке нарисован «?»- Сахар.

Какой первый звук в слове сахар? – Согласный, твердый звук «С».

Каким цветом обозначается твердый согласный?- Синим.

Подскажите на какую из этих схем мне надо поместить карточку? – Где синий квадрат находится в начале прямоугольника.

Хорошо! Возьмите такие же карточки с подносов, положите перед собой, определите место звука в слове. (Логопед называет какой звук должен определить ребенок)

 Каждый ребенок по очереди называет звук, дает характеристику звуку и кладет карточку на нужное место.

Ребята, посмотрите какой интересный куб у меня есть. Обратите внимание:   на его гранях много разных карточек.

Правильно! (Логопед снимает любую карточку с Логокуба, называет что на ней нарисовано. На доске схемы количества слогов в слове под номерами.)

Ребята, как мы можем определить сколько слогов в слове? – Прохлопать слово, сколько хлопков, столько слогов.

Верно! У меня карточка со словом ДЕРЕВО. Приготовьте ладошки, прохлопаем слово ДЕ-РЕ-ВО.

 Сколько хлопков?- 3 хлопка.

 Сколько слогов?- 3 слога.

Посмотрите, на доске 4 схемы, какая схема подходит для слова из 3-х слогов?

-Третья схема из 3-х частей!

(Дети по очереди выходят к доске, называют что нарисовано на карточке и, определив кол-во  слогов, примагничивают к  нужной схеме.)

 Все справились, молодцы!

(Логопед открывает «Волшебный сундучок», в прозрачном небольшом контейнере кинетический песок )

Ребята! Теперь нам предстоит отправиться к бассейну с песком и разобраться что нас ожидает.

(Дети подходят к песку, ищут спрятанные в нем предметы и кладут в корзину логопеду, садятся на места.

На доске и у ребят на столах по 2  карточки: с колокольчиком и перечеркнутым колокольчиком.

Раздается громкий звон колокольчика.)

Ребята, что это? - колокольчик.

Какой у него звук?- громкий, звонкий.

А сейчас какой звук (Логопед трясет бутылочку c конфетти) ?- тихий, глухой.

Посмотрите, что у меня в правой руке ?- Дом.

Что в левой? –Торт.

Назовите первые звуки в этих словах. – Звук «Д»,в слове ДОМ. Звук «Т», в слове ТОРТ.

Значит два звука Д-Т.

Какой звук звонкий «Д» или «Т»?

(Дети вместе с логопедом несколько раз произносят звуки «Д-Т», определяя какой звук  звонкий, а какой глухой.)

- Звук «Д» - звонкий. а «Т» - глухой.

У вас на столах по 2 карточки с колокольчиками, что они означают?- Если звонкий звук, то обычный колокольчик, если перечеркнутый, то  глухой звук.

Возьмите карточки с колокольчиками в руки так, чтобы колокольчики соответствовали  предметам у меня в руках.

(Дети берут в правую руку звонкий колокольчик, т.к в правой руке у логопеда ДОМ, а в левую перечеркнутый колокольчик, т.к. левой руке ТОРТ, а значит звук глухой.)

Посмотрите ребята, сколько разных маленьких предметов вы нашли в песке. Давайте назовем их.

- Жук, шляпа, динозавр, тарелка, замок, свинья, гриб, кольцо, бабочка, пчела, ваза, филин.

( Логопед берет парные игрушки ВАЗА-ФИЛИН и т.д. Ребята определяют парные звонкие-глухие звуки и поднимают карточки с колокольчиками).

Физкультминутка.

( На доске расчерчена таблица с клеточками (домиками): по горизонтали цифры, по вертикали буквы. В клеточках помещены плоскостные магнитные фигуры. Логопед называет каждому ребенку цифру и букву, а ребенок говорит кто находится в этой клеточке. Берет магнитную фигурку и садятся на места.)

А4- Павлин и т.д. Б5- Заяц.

Ребята, у вас в подносе кружки синего, красного, зеленого цвета. Для чего они нам нужны?- Чтобы выкладывать схему звуко- буквенного анализа.

Правильно! Значит, вам необходимо определить каждый звук в названии вашего магнита и выложить нужную схему, используя цветные кружочки.

(Дети на партах  выкладывают схемы  к  словам, логопед проверяет, дает задания. Пр-р: «Павлин» (С,К,С,З,К,С) , задание назвать только мягкие согласные.)

Ребята! Вы большие молодцы, замечательно справились с такими сложными заданиями. Давайте заглянем в наш « Волшебный сундучок»!!

Сундучок приготовил для вас угощения!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы за 1, 2, 3 периоды в подготовительной группе компенсирующей направленности

Подготовительная  группа компенсирующей направленности. Общая численность детей в группе: 10 человек - 7 мальчиков, 3 девочки, возраст от 6 до 7 лет на начало учебного года.   Работаем ...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

Анализ готовности детей группы компенсирующей направленности с ТНР к школьному обучению

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Можно выделить отдельные стороны готовности к шко...

Анализ фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков /Н-Н\'/ в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Анализ фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков /Н-Нь/ в подготовительной группе компенсирующей направленности....

«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»

Цель: закрепление   у детей подготовительной группы компенсирующей   направленности  навыков   анализа и синтеза речевых единиц.   Коррекционно-образовательные задач...