Коррекционный блок логопеда Забодаевой Н.П. по реабилитации ребенка инвалида страдающего ринолалией.
учебно-методический материал по логопедии

Забодаева Надежда Петровна

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на  результаты многолетних практических наблюдений логопедов и дефектологов, организацию коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Коррекционный блок логопеда Забодаевой Н.П.

по реабилитации ребенка инвалида страдающего  ринолалией.

        2019-2020

Пояснительная записка

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на  результаты многолетних практических наблюдений логопедов и дефектологов, организацию коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Общая цель этой программы – отразить поэтапное устранение у детей с открытой ринолалией  специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков. Специальными приемами исправляется звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, слуховая память, анализ и синтез звукового состава речи, осуществляется обучение детей элементарным навыкам чтения, чтобы дети с ринолалией открытой были готовы к обучению в речевой или общеобразовательной школе.

Работа по устранению открытой  ринолалии строится с учетом дидактических принципов. Это доступность, наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность в обучении, а также учетом особенной структуры дефекта детей с открытой ринолалией .

Ринолалия открытая может сочетаться с другими тяжелыми речевыми расстройствами – дизартрией, ОНР, заиканием и требует комплексное и систематическое наблюдение и работу других специалистов – хирурга, ортодонта, психолога и др.

ХАРАКТЕРИСТИКА РИНОЛАЛИИ ОТКРЫТОЙ

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которые возникают из-за нарушения анатомического строения речевого аппарата.

Классификация ринолалии.

По характеру выдыхаемой струи ринолалия может быть открытая, закрытая, смешанная.

     По этиологии - органической и функциональной.

При открытой органической ринолалии воздушная струя во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой оттенок при произношении все звуков. Открытая органическая

ринолалия чаще всего является следствием врожденных расщелин твердого и мягкого неба – двусторонни, односторонних, изолированных расщелин, субмукозных щелей.

Приобретенная открытая ринолали образуется при парезах, параличах мягкого неба, при ранах твердого и мягкого неба. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 7% рожденных детей имеют врожденные пороки черепно-лицевой области. По данным отечественных специалистов Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниям нервной системы в г. Москва на территории СНГ количество новорожденных с расщелинами губы и неба составляют       1- 300 – 1:700 и неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

Характеристика речи детей с ринолалией.

Результаты  работы над речью у детей с ринолалией зависят от качества проведенной операции по закрытию врожденной расщелины, возраста ребенка, состояния слуховой функции, общего уровня развития, состояния здоровья ребенка.  Структура дефекта речи у детей с открытой ринолалией сложна. Анатомический дефект неба вызывает нарушения дыхания, фонации, дискорреляцию языка. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта у детей резко укорачивается время выдоха, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Некоторые дети, пытаясь уменьшить утечку воздуха в нос, напрягают мышцы лица, отчего они вовлекаются в артикуляцию.

Звукообразование при открытой ринолалии дефектно. Этому способствует дискорреляция языка кзади. Ребенок, пытаясь закрыть расщелину неба, привыкает оттягивать спинку языка в глубь ротовой полости. Истонченный, вялый кончик языка лежит в середине полости рта, не принимая участия в звукообразовании. Массивный поднятый корень языка препятствует проходу воздуха в ротовую полость. Выдыхаемый при речи воздух вследствие этого идет в носовую полость, вызывая назализацию. Назализация может быть выраженной и слабовыраженной.

   Утечка воздуха в нос очень затрудняет образование направленной воздушной струи, которая необходима для образования звуков, особенно согласных. Образование согласных звуков происходит за счет смычки корня языка, оттянутого кзади и задней стенки глотки.

      Это фарингиальный, глоточный способ образования звуков. Так произносятся глухие согласные звуки. Звонкие же звуки образуются на уровне гортани, этот способ звукообразования называют ларингиальным (гортанным). Гласные звуки произносятся с оттянутым кзади языком.

   Мягкое небо у детей укорочено. В речи мягкое неб приближается к задней стенке глотки, создавая небно-глоточное смыкание. Максимальное поднятие неба необходимо для произношения звуков А, С, уменьшается смыкание на звуки У, О, Э. У детей с открытой ринолалией нарушена мышечная взаимосвязь всех мышц артикуляционного аппарата.

   Деформация зубочелюстной системы также создает условия для неправильного звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия не позволяют правильно артикулировать. Односторонние и двусторонние расщелины, укорочение мягкого неба затрудняют произношение звуков. У многих детей с открытой ринолалий речь невнятна, т.к. формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Произношение многих согласных звуков особенны трудны для детей. Это звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч ,Щ, которые надо произносить с одновременным ротовым выдохом, а у детей отсутствует направленная воздушная струя.

    У детей часто отмечается тотальное нарушение звукопроизношения. Голос слабый монотонный, это группа детей с атипичной компенсаторной артикуляцией. У них наиболее низкий показатель разборчивости речи. Но фонетический анализ произношения детей детей с открытой ринолалией, выделяет группу детей без атипичных компенсаторных артикуляций. Дети не используют фарингиальный и ларингиальный способ образования звуков, их речь более разборчива для окружающих.

   Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии открытой дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим. Первичны нарушения фонетического строя речи, который накладывает отпечаток на формирование фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Ринолалия открытая может сочетаться с другими речевыми нарушениями – дизартрией, общим недоразвитием речи, заикание.  

После обследования заполняется речевая карта (см. приложение) и пишется логопедическое заключение. Недостаточно в заключении написать ринолалия открытая.  В заключении должно быть указано вследствие чего возникла ринолалия открытая и отражена структура дефекта. Некоторые примеры логопедических заключений:

  1. Ринолалия открытая вследствие односторонней сквозной расщелины (слева) верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Снижение фонематического слуха.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи вследствие ринолалии открытой, изолированная расщелина твердого и мягкого неба.
  3. Ринолалия открытая вследствие двусторонней сквозной расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, общее недоразвитие речи 3 уровня.

Организация работы.

        Логопедические занятия с ребенком 3х лет, страдающим ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При  тщательном зрительном контроле логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Продолжительность занятия  20 минут с обязательной динамической  паузой. Занятие проводится по всем разделам коррекционно-педагогической работы 2 раза в неделю. У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.

   В обязанности воспитателя группы, которую посещает ребенок-инвалид входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Воспитатель должен  уделять внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создавать положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, воспитатель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с Программой:  в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей.  Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Воспитатель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основные принципы работы логопеда при ринолалии открытой.

      Из всех изученных методик по коррекции речи при ринолалии открытой (А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого, Е.А. Соболевой и др.) Мы брали все, что можно направить на устранение этого сложного речевого дефекта. Изучив многие направления работы, мы отдаем предпочтение в своей работе методике А.Г.Ипполитовой, используя ее исследования, в том числе и принципы логопедической работы, последовательность постановки звуков, параллельность в формировании дыхания и звуков, символику в обозначении звуков и многое другое. Неоднократное применение этой методики с другими методиками, например, по развитию артикуляции, дыханию, применение логопедического массажа, активной и пассивной гимнастики мягкого неба (Е.А. Соболевой, Г.Н. Соломатиной, В.М. Володацкого) помогало нам значительно улучшить речь детей с ринолалией открытой.

Основная задача логопедической работы при открытой  ринолалии является формирование нормального звучания речи, то есть формирование речи без носового оттенка.

Принципы логопедической работы при ринолалии открытой вытекают из причин дефекта и его сути.

  1. В основе всей работы принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.
  2. Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.
  3. Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.
  4. Использование специальной артикуляционной гимнастики. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой каких-либо звуков. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнения без напряжения, легко. Дополнительные упражнения надо применять только в случаях комбинированных расстройств, например, при дизартрии, с учетом полезности этого упражнения и служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.
  5. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
  6. После того, как звук будет сформирован, вводится буквенное обозначение звука и проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем логопеда. Первые 10-15 занятий контроль за формированием необходимых навыков осуществляет только логопед, т.е. ребенок не получает задания на дом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ ОТКРЫТОЙ.

  1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
  2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
  3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.
  4. Коррекция звукопроизношения.
  5. Устранение назального оттенка голоса.
  6. Работа над просодикой речи.
  7. Развитие фонематического восприятия.
  8. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  9. Развитие связной речи.
  10.  Психологическая помощь ребенку.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ ОТКРЫТОЙ

Период

Основное содержание работы

Рекомендации

           Развитие фонематическоговосприятия

Сентябрь-

первая половина

ноября

Вторая половина ноября

Февраль

Март- май

  1. Обследование речи ребенка. Заполнение речевой карты.
  2. Формирование физиологического и фонационного дыхания:
  1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания.
  2. Отработка направленной воздушной струи при фонации
  3.  Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)
  1. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений
  1. Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц
  2. Гимнастика артикуляционного аппарата

       

  1. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания
  1. Массаж мягкого и твердого неба
  2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки
  1. Коррекция  звукопроизношения.

   Последовательность работы над звуками (по А.Г. Ипполитовой)

ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ            

       А, Э, О, Ы, У, И

        Я, Е, Ё, Ю, Й

     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ                

                Ф, С, Ш, Щ, Х

          П, Т, К, Ц, Ч

          В, З, Ж

 Б, Д, Г                                           Л, Р, М, Н  

МЯГКИЕ   ЗВУКИ

      в том же порядке

  1. Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой)
  1. Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х

     Работа над звонкими согласными проводится в последовательности                                   В, З, Ж, Б, Д, Г.

  1. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

 П, Т, К, Б, Д, Г.

  1. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч.
  1. Формирование мягких звуков
  1. Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале
  1. Работа над просодикой речи

                 

Добиваться легкого дутья без напряжении, не напрягая плечи, шею. Занятия проводят лежа, сидя, стоя в игровой форме.

Положить на живот мягкую игрушку для зрительного контроля.

   Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз подряд.

Дома заниматься по 10-15 минут до 5 раз в день. Предлагаем ребенку поплевать на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д.

     Используем специальную дыхательную гимнастику (см.приложение).

 

  Обращаем внимание детей на ощущения

проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости воздушной струи во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой.

     У детей необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.

     Логопедический массаж (ручной) и артикуляционная гимнастика проводятся одновременно, ребенка знакомят с органами артикуляции:

игра «Что нам помогает говорить?». Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.

Массаж мягкого неба проводится в течение 6-8 месяцев после уранопластики. Продолжительность массажа на одном участке 3 

Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием.

Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения.

 

 особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца.

        

   Добиваться сопряженого, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам.

    Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков.

     Следим, чтобы ребенок заранее не знал, над каким звуком будем работать.

    При работе над согласными звуками используем символы. Например,      

     « Парусная лодка», где «парус» - это язык. Или «Погреем руки» при постановке звука Х.

      При постановке звуков используем тактильно-вибрационный контроль.        Указательный палец ребенка кладем на щитовидный хрящ, логопед демонстрирует, при ротовом выдохе без голоса у глухих звуков гортань

мягкая, а у звонких звуков гортань напрягается.

   

 Поставленный звук обозначается соответствующей буквой.

    Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно-вибрационный контроль.

При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой

Так же используется общепринятая методика.

 

Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто

они появляются спонтанно.

   

Вся логопедическая работа с дошкольниками с ринолалией должна быть максимально наглядной и эмоциональной.

   Проводится в общении, игре, при чтении.

  1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки
  • Звучащих инструментов (свисток, дудочка).
  • Звучащих предметов (крупа в коробочке, шелест листьев).
  • Действий предметов (хлопанье, скрип, звуки транспорта)
  • Игры на узнавание голосов товарищей и тд. (Игра «Кто позвал?», «Кто кричит?», «Угадай, на чем играют три медведя», «Кто пришел в гости»)
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Различение слогов из правильно произносимых звуков.

Работа по развитию фонематического слуха проводиться только на материале правильно произносимых звуков. Если дети смешивают

ротовые-носовые звуки, ротовые звуки заменяются на носовые, работа по дифференциации слогов проводиться наиболее

полно.

   

 

Если у ребенка дефекты произношения типичны для других речевых нарушений, то работа с детьми этой группы проводиться выборочно и материал изучается в достаточно быстром темпе.

    После того, как  ребенок хорошо научится различать  сложные слоговые ряды,  проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу на примере правильно произносимых звуков:

  • повторить за логопедом слова, близкие по звучанию.
  • сравнить лексические значения слов, близких по звучанию.
  • подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу. (Выдели слог «на» из слогового ряда – на – ма – да – на – ма).
  • Найди лишний слого на-на-ма-на.
  • Повтори за логопедом слова, близкие по звуковому составу, обратив особое внимание на конечный согласный звук: вол-пол-дол-кол-тол.
  • Сравнить лексические значения слов, близких по звучанию: лыжи-лужа.
  • Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук-сук, булка-белка,

       уточка-удочка.

  • Выбери лишнее слово по звуковому составу не похожее на остальные: мак – бак – так – башмак.

Дополни предложение, выбрав по картинке нужное слово:

       У девочки (батон, бутон)

       У мальчика (бинт, винт)

  • Исключить лишнее слово: кот – дом – сом – мох.
  • Разделить картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки       н-м  в 2 столбика (машина, носки, майка, ноги, мыло, мухомор).
  • Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ф: фартук, вата, фата, фантик, ванна, фрукты, флажок, флакон, ворона.
  • Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, ребенок должен вставить пропущенное слово:
  • Шепчет ночью

мне на ушко

  Сказки разные….(подушка)

  • Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

  • Логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово.
  • Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)
  • Что построим мы с тобой? (дом, ком, гном, сом)
  •  На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом)
  • Может все, хоть ростом? (дом, ком, гном, сом)
  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

  Ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • Вычленение первого и последнего звука в слове.
  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков или слогов в словах.

    Выделяют два этапа обучения звуковому анализу:

  1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок.
  2. Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков.

 

   Особенность работы над звукопроизношением у детей, страдающих ринолалией заключается в следующем:

  • Параллельность в работе над дыханием и звукопроизношением.
  • Осознанный слуховой контроль ребенка над звукопроизношением.
  • Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что также служит подготовкой к обучению грамоте.
  • Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст.)
  • Предупреждение дисграфии.
  • Если у ребенка наблюдается еще ОНР, то лексико-грамматический материал отрабатывается в соответствии с Программой работы по преодолению ОНР.

            В итоге логопедической работы ребенок, страдающий ринолалией открытой, должен правильно артикулировать, произносить звуки в различных формах речи и быть готовым к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...

Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.

Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация  Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

В данной работе представлена образовательная  программа  ребенка, разработанная на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учр...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...