Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Коломенская Елена Владимировна

Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya-_konspekt_ns_port.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

                          

Мастер-класс для родителей «Учимся, играя»: рекомендации  по развивающим речевым играм.                             

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию речи  в домашних условиях.

Задачи:

  1. Объяснить родителям, что лучший способ занятий с ребёнком для подготовки к школе - это игра.
  2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие речи и других психических функций, которые можно организовать в домашних условиях.
  3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческого взаимодействия детей и родителей.

Вступительная беседа.

(краткое содержание)

    Для подготовки к школе и создания  мотивации к учебе  лучший способ занятий - это игра.

    Играть в развивающие речевые игры можно практически в любой обстановке, без специального дидактического материала.

    Играйте  вместе с ребёнком: дети учатся на примере взрослых, усваивают их речевой образец.

    Постарайтесь  сделать игру увлекательной, эмоциональной, не перегружайте ребёнка. Если ребёнок не очень склонен к подобным играм, приобщайте его, используя любимые игрушки ребёнка, подбирая слова на интересующую его тему.

    В  идеале игра должна развивать как можно больше функций: звуковую сторону речи, лексико-грамматический строй речи, связную речь, а также другие психические функции: внимание, память, мышление; воображение.

    Наша речь, (и устная и письменная), состоит из звуков / букв, слогов, слов, предложений и текстов. Со всем этим Вашему ребёнку предстоит работать в школе. Не упустите случая в игре затронуть как можно больше этих компонентов.

                    Практикум.

  • Старые, известные игры:

-«Я знаю 5 названий…»  -развитие лексики, внимания. Игра полезна тем, что в ней задействованы те же механизмы, что и в письме: умение сосредоточиться на точном движении и одновременно думать.

Мяч уместно заменить любым предметом, который можно бросать друг другу. Маленькие предметы ловить сложнее!

Усложнение: «Считаем по порядку»- развитие грамматического строя речи, внимания. Обращайте внимание ребёнка на окончания! Выделяйте их голосом. (яблоко - первое, груша- вторая,…банан- пятый )

-«Слова»- развитие звукового анализа, лексики.

Слова- любые, а принцип тот же, что в игре в «Города» - на последний звук придумать следующее слово. (если слов нет,- на «ы», например, то на предпоследний).

Звуки, буквы: 

           

Профилактика «зеркального» письма.

-«Буквы ходят в гости». Разделите лист пополам. Нарисуйте домики «П»  -справа, «Л»- слева. Снизу - все « проблемные» буквы. «Отправь букву в тот домик, на который она смотрит».

-«Зачеркни неправильные буквы»- ребёнок делает выбор из множества правильных и «зеркальных» букв, написанных  хаотично.

-«Где буквы прячутся?»-  развитие  памяти, звукобуквенного синтеза, пространственного ориентирования.

Перемешать листочки с буквами, из которых можно составить любое  недлинное слово, из 3-5 букв, (написание которого не расходится с  произношением!!-  слова                         типа:  мак, кот,  сок,  кит, каша, стол, мост, стул, утка, и т.п.). Прятать в комнате и запоминать (О- под шкафом, Т- за столом, к- в столе. )

Через некоторое время (15мин.-….) вспоминаем, куда положили буквы, достаём, чётко проговаривая, делая акцент на предлогах (О- достали из-под шкафа..и т.д.)

Составляем слово/слова из букв (кот, кто, ток).

+  развитие лексико-грамматического строя речи:

придумать предложения с каждым словом

Усложнение: развитие мышления, воображения. Придумать одно предложение  с двумя придуманными словами, (с тремя(!!) Кто в доме у кота отключил ток?)

-«Буквы перепутались »- развитие  звукобуквенного синтеза, внимания.

Слова, написание которых  не расходится с произношением(!) пишем, нарушив последовательность букв («тука»- утка). Снизу пронумеровать правильный порядок букв в слове. Ребёнок читает слово.

Усложнение: не нумеровать.

+ придумать предложения. Можно забавные, смешные - раскрепощайте воображение!

-«Телеграф +»

- развитие  звукового синтеза (способность «собирать» слово из отдельных звуков- один из механизмов письма), профилактика дисграфии.

«Посылайте» друг другу «телеграммы», отстукивая каждый звук в слове пальчиком.  В идеале- схематично нарисовать картинки- слова , написание которых  не расходится с произношением(!) (шкаф, слон, диван, сук…), перевернуть карточки,  по очереди вытягивать и «отсылать» слово «телеграммой».

 +  развитие лексико-грамматического строя речи:

- к слову подобрать прилагательное (стул - деревянный)

-посчитать: 1, 2, 5. ( 1 деревянный стул, 2-…, 5-…). Обращайте внимание на окончания!

- придумать  предложение  со словосочетанием. Можно забавные, смешные- раскрепощайте воображение!

  • Слоги. Слова.

-«Слово можно прошагать/ прохлопать»: профилактика дисграфии.                                               По очереди придумывать слова, шагать, проговаривая по слогам, считать слоги.  «У кого слово длиннее?»                                                                                                                            +  развитие лексико-грамматического строя речи:  подобрать признак к своему слову: «у тебя какая машина?» или придумать предложение.

-«Полетим и поедем »:  развитие лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии.

Играем с игрушками или без, - важно: в действии объяснить ребёнку многообразие приставочных глаголов. Профилактика  раздельного написания приставок:  объясните, что это одно целое слово.  (Ехали, уехали, въехали, выехали, ….и т.д.)

«Я говорю, а ты делай: шёл-шёл и к столу подошёл, из комнаты вышел и ушёл, вошёл..и т.д.» Поменяетесь ролями с ребёнком.

«Едем/ идём/ ползём и т.п. в гости» На листе бумаги схематично нарисуйте домики в разных углах, магазин, дорожку с препятствиями (река, мост, ямка, горка, лужа….). «Путешествуйте» с «глаголами» по этому листу.  

-«Положим и возьмём»: развитие лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии (слитного написания предлогов)

В любом месте можно играть с любыми предметами, игрушками. «Я положу ложку в чашку. – А я достану из чашки и положу ложку под  чашку. А я достану из-под чашки…и т.д.»  Делайте акцент на предлоге. Напомните, что это слово- маленькое, но важное!!

-«Четвёртый- лишний»: -развитие  внимания, мышления, речи.

Играть можно устно: Вы называете 4 слова, 3 из которых относятся одному обобщающему понятию, а одно- не относится (конь, утка, козёл, осёл). Ребёнок должен определить лишнее и объяснить, почему. Помогите построить красиво построить ответ.(«Я думаю, что лишняя утка, потому, что это птица, а остальные- домашние животные »)

Усложнения:

-все слова из одного понятия, но одно отличается по какому-либо признаку (автобус, метро, машина, троллейбус )

-различия по звукам (апельсин, ананас, утка, автобус)

Повышенный уровень сложности:

-варианты исключений (сова, страус, слон, утка: 1- лишний слон (животное) , 2-утка ( на «у»), .3-сова (она не спит ночью, а остальные спят).)

  • Связная речь.

«10 предметов»: -развитие  оперативной памяти, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Любые предметы, игрушки (начинать можно с 8 штук- возраст +1 ), выложить в ряд. Перечислить, запомнить. Ребёнок отворачивается, а взрослый убирает (меняет местами) предметы. Ребёнку нужно назвать  или исправить изменения.

Предметы сложить в мешок (коробку). По очереди, на ощупь определив предмет, загадывайте друг другу описательные загадки. Помогайте ребёнку вопросами: учите его строить рассказ                       

+ вытащив предмет, подберите признаки, охарактеризуйте. Придумайте  предложения (можно забавные, шуточные- развивайте воображение!)

+ развитие воображения (поможет Вашему ребёнку в школе писать сочинения), и памяти: вместе придумайте рассказ, а лучше –недлинную  сказку. Помогайте вопросами строить сюжет, учите строить фразу, повторяйте то, что уже придумано . Перескажите.

+  развитие долговременной памяти: пусть ребёнок расскажет её кому-нибудь из домочадцев. Помогите ему.

«10 открыток»:

-развитие  оперативной памяти, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В идеале- старые советские рисованные открытки (есть сюжет, прорисованы детали).

Начинать можно с 5-8 открыток. Показывайте ребёнку по одной и называйте слово:

-чётко изображённый, доминирующий предмет (Дед Мороз (или шуба))  

При повторном показе открыток ребёнок должен назвать слова.                                                                                        

-усложненя:

-второстепенный, неброский предмет (снежинки)

-слово-ассоциация (морозно (или холодно)).

При повторном показе открыток ребёнок должен назвать слова.

+ «Угадай открытку»: описательная загадка. Вы – ребёнку, ребёнок – Вам.

+ развитие звукового анализа: «Назови всё, где встречается звук …. »

+ развитие воображения (поможет Вашему ребёнку в школе писать сочинения), и памяти: вместе придумайте рассказ, а лучше –недлинную  сказку. Помогайте вопросами строить сюжет, учите строить фразу, повторяйте то, что уже придумано . Перескажите.

+  развитие долговременной памяти: пусть ребёнок расскажет её кому-нибудь из домочадцев. Помогите ему.

              Учиться можно весело! Желаю успехов в учёбе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей воспитанников группы на тему: «Развивающие игры».

Формирование представлений у родителей о развивающих играх и о необходимости использования развивающих игр для своих детей не только в детском саду, но и дома. ...

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Мастер-класс для родителей воспитанников группы раннего возраста «Развивающие игры»

Мастер-класс для родителей воспитанников группы раннего возраста«Развивающие игры»  Цель: формирование представлений у родителей о развивающих играх и о необходимости использован...

"Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм.

quot;Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые ...

"Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе.

quot;Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...

"Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе

quot;Учимся, играя. Связная речь": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...