"Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Коломенская Елена Владимировна

 "Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в любой обстановке, не требующие никаких специальных методических пособий, используя то, что найдётся в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya_1_obnovl_ns_port.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся, играя.   Старые, известные игры.  Звуки и буквы.                               

 Часто возникает вопрос: как заниматься с ребёнком во время отдыха?
Следует особо отметить, что
лучший способ занятий - это игра.  Ввиду того, что в предшкольном возрасте именно игра - ведущий вид деятельности детей, и только к 7-и годам ведущим видом становится учебная деятельность. Но  этот переход происходит постепенно.

 Хочется посоветовать вам  такие развивающие речевые игры, в которые  можно играть  практически в любой обстановке, без специального дидактического материала, используя то, что под рукою. Многие из этих игр, возможно, вам известны.

Играйте  вместе с ребёнком: дети учатся на примере взрослых, усваивают их речевой образец.

Постарайтесь  сделать игру  увлекательной, эмоциональной, не перегружайте ребёнка.

В  идеале игра должна развивать как можно больше функций: звуковую сторону речи, лексико-грамматический строй речи, связную речь, а также неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление.

  • Старые, известные игры:

-«Я знаю 5  (имён)  названий…»  -  развитие лексики, внимания, а так же координации движений.
Задавайте и перечисляйте названия любых обобщающих понятий – фруктов, овощей, видов транспорта,  домашних / диких  животных или птиц, и т.д.


Хотите подключить фантазию? Загадайте времена года… Пятое придумайте сами, (и это может быть новой «фантазийной веточкой»: за чашкой чая можно придумывать приметы несуществующего времени года , праздники, подарки,  угощения и рецепты угощений, и т.д.).

Нет мяча? Мяч можно, (и даже рекомендуется) заменить любым предметом, который можно бросать друг другу - мягкой игрушкой, смотанным шарфом, диванной подушкой, скомканным листом бумаги, …маминой помадой, и т.п.
Чем  мельче  будет предмет, тем более вы должны быть внимательны, и тем более координированы должны быть движения.

-  Усложнение:   порядковый счёт  (развитие грамматического строя речи – согласование  числительных с существительными;  мышления, внимания ). Обращайте внимание ребёнка на окончания! (яблоко- первое, груша- вторая,….…банан- пятый ).

- Усложнение: «Я знаю 5 слов на звук …» (развитие  фонематических представлений).
Слова на гласные звуки придумывать проще, чем на согласные!

НО не забудьте, что:

- нет звуков Я, Ю, Е, Ё (буквы есть, а звуков нет! Есть звуки «ЙА», «ЙУ»,….)
- ваш ребёнок ещё не учил правил!  И если на звук «А» он назовет «
агурец», «акно» и т.п., то похвалите его! Он прав! При случае  скажите, что произносим мы звук А, но писать будем О. «И об этом ты скоро узнаешь в школе!»

 При желании можете пояснить, что «говорим мы «акно», а писать будем «окно». Но пока это секрет и  об этом ты узнаешь в школе!».

- Усложнение:  изменяйте громкость, интонации голоса, играйте в зашумлённой обстановке – при включенном телевизоре, музыке (маловероятно, что в классе будет тихо и спокойно). Чаще ли ошибается, дольше ли думает ваш ребёнок?

- «Цепочка из слов» - развитие  фонематических процессов:  анализа и представлений;  лексики.

Слова  - любые, а принцип тот же, что в игре в «Города» - на последний звук придумать следующее слово (если слов нет, например, на «ы», то на предпоследний звук).

Сложность:  звонкие согласные в конце слов оглушаются! Например: «нош», «дуп», и т.п.  Если вы решили поиграть в подобные, кстати, очень полезные и непростые игры, то  вряд ли вам удастся избежать «неправильных слов». В таком случае, не забудьте, что  звук – это то, что мы говорим и слышим !! И то, что  Ваш ребёнок ещё не учил орфографических правил. Его задача – правильно услышать то, что Вы сказали.

Усложнение:   если ваш ребёнок легко справляется, то можно играть в «Слова с прицепчиком» (развитие фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи).
Придумав слово, «делать остановку», и подбирать к нему  признак («прицепчик»). Следующее слово подбирается к ключевому, (не к признаку).

  • Звуки, буквы:   

Профилактика «зеркального» письма.

-«Буквы ходят в гости».

 Разделите лист на три части. Нарисуйте домики - справа, слева, пометьте их буквами «П» и «Л», обратив внимание, что эти буквы «равносторонние», их не перепутаешь. Посередине - все «проблемные», несимметричные буквы. «Проводи букву в тот домик, на который она смотрит»:

-«Правильные и неправильные буквы».

Ребёнок делает выбор: обводит или зачёркивает букву из множества правильных и «зеркальных» букв, написанных на листе хаотично.

-«Где буквы прячутся?»-   развитие долговременной  памяти, звукобуквенного синтеза, пространственного ориентирования, лексико-грамматического строя речи (в т.ч. правильное употребление предлогов).

Выберете любое  не длинное слово, написание которого не расходится с  произношением! (слова   типа:  дом, дым, кот, кит, жук, утка,,.…).

 Напишите на небольших листочках буквы, из которых можно составить это слово. Буквы пишите (Вы, или ребёнок под диктовку) в нарушенной последовательности так, чтобы невозможно было догадаться, какое слово получится. Далее - прятать в комнате, (в квартире) и запоминать (например: О - под шкафом, Т- за столом, К - в столе).  Делайте акцент на предлогах!  При желании поясните, что без этого маленького, но важного слова невозможно понять, где именно находится предмет.

Через некоторое время ( от 15мин. до нескольких часов - временные промежутки увеличивайте постепенно, в  соответствии с возможностями и успехами ребёнка) вспоминайте, куда положили буквы, доставайте их, чётко проговаривая, снова делая акцент на предлогах  (О- достали из-под шкафа..и т.д.)

Следующий этап:  составляйте слово/слова из букв (кот, кто, ток).

Следующий этап:  придумывайте предложения с каждым словом.

Усложнение: (развитие мышления, воображения): постарайтесь вместе составить одно предложение  с двумя придуманными словами, (с тремя!!) (Кто проведёт ток в дом коту?)
Это довольно сложное задание, но если сначала выполнять подобные упражнения совместно, потом помогать наводящими  вопросами, то дети научаются самостоятельно «решать»  эти  «смысловые языковые задачи».

-«Буквы перепутались »-

развитие  звукобуквенного синтеза, внимания.

Слова, написание которых  не расходится с произношением(!)  (дом, дым, кот, кит, жук, утка, каша, шуба, шапка, диван,. …)  пишем, нарушив последовательность букв («тука»- утка). Снизу пронумеровать порядок букв. Ребёнок читает слово.

- Усложнение: не нумеровать.

- Усложнение: подобрать признаки,  придумать предложение с этим словом.

        

-«Телеграф +»

- развитие  звукового синтеза, (способность «собирать» слово из отдельных звуков- один из механизмов письма),  профилактика дисграфии.

«Посылайте» друг другу «телеграммы», отстукивая каждый звук в слове пальчиком.  В идеале - схематично нарисовать на маленьких листках бумаги картинки - слова, написание которых  не расходится с произношением(!) (например: шкаф, слон, диван, сук, сок, кот, кит, стол, стул, мак, дом, дым, рыба, рука, …), перевернуть карточки,  по очереди вытягивать и «отсылать» слово «телеграммой».

 +  развитие лексико-грамматического строя речи:

- к слову подобрать прилагательное (стул- деревянный)

-посчитать: 1, 2, 5. ( 1 деревянный стул,  2 деревянных стула,  5-…). Обращайте внимание на окончания!

- придумать предложение  со словосочетанием.

Учиться можно весело! Желаю успехов в учёбе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесного творчества через развивающие речевые игры

Развитие словесного творчества через развивающие игры Развитой речь можно назвать лишь того человека, который чётко и полно выражает свои мысли, который может организовать понимание другого ...

Беседа для воспитателей младшей группы на тему:"Развивающие речевые игры".

"Игра-это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношение между ними... Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания"....

Речевая игра "Исправь в словах буквы- озорницы"

Воспитатель произносит фразу. В ней из одного слова "убежала" буква и её место заняла другая. Смысл фразы полностью меняется. Надо вернуть в слово букву- озорницу, чтобы у предложения появил...

Видеопособие "Музыкально-речевые игры для дифференциации шипящих и свистящих звуков Ш-С, Ж-З"

В авторском видеопособии представлена практическая помощь родителям детей с ТНР в проведении музыкально-речевых игр для дифференциации звуков С-Ш, З-Ж в домашних условиях. Ссылка на видеоматериал...

Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.

Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм....

"Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе.

quot;Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...

"Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе

quot;Учимся, играя. Связная речь": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...