Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ткаченко Татьяна Владимировна

Технологичекая карта логопедического занятия "Поиграем пожжужжим, очень мы с жуком дружны. Автоматизация звука Ж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Ткаченко Т. В.

Группа

Дети старшей группы  ФФНР, ФН

Тема, вид

«Поиграем, пожужжим -очень мы с жуком дружны». Автоматизация Ж.

Технологии

технологии дифференцированного обучения (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода), личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, технологии развития лексико-грамматической стороны речи, технологии развития связной речи, игровые, здоровьесберегающие, мнемотехнологии.

Цель

Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, в предложениях, совершенствование фонематических функций.

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание нормативного произношения.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха

Создать условия для положительного эмоционального и психофизического состояния детей.

  • укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звука [Ж];
  • развивать фонематический слух: умение выделять звук [Ж] в слове, интонационно выделять слово в предложении;
  • развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.
  • знакомство  с образом  буквы Ж;
  • обогащать словарный запас;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Предполагается, что в конце занятия дети самостоятельно смогут дать характеристику звука Ж

Воспитывать интерес к занятиям;

вырабатывать усидчивость, самоконтроль.

Задачи

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

формирование  положительного интереса к учебному материалу и логопедическим занятиям; формирование у дошкольников навыков самоконтроля; воспитание уважительное отношение к собеседнику

Дети научатся понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение  под руководством учителя – логопеда; осуществлять самоконтроль

Дети научатся строить высказывания, задавать вопросы;

слушать и понимать речь других;

включаться в диалог с учителем-логопедом  и сверстниками

Развивать умения детей ставить проблему и формулировать цель;

получать информацию путем использования имеющихся знаний, делать самостоятельные выводы.

Особенности занятия

Виды деятельности с учетом логопедического заключения, возрастных особенностей развития в микрогруппе, планирование деятельности с учетом «зоны актуального развития»

Обеспечение

картинки с изображением предметов, половинки картинок, в названии которых есть звук [Ж]; игрушка «Жук»; буква Ж; мяч;, коробка с двойным дном, символ вука Ж, мнемотаблицы и сигналы для описания правильной артикуляции звука, характеристики звука

Организационная структура логопедического занятия

Этап занятия

Длительность

Задачи

Методы, приемы

Формы организации

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Контроль

Мотивация

2мин

Психологический настрой, создание благоприятной обстановки, создание условий для возникновения у детей потребности включиться в деятельность

Беседа, уточняющие вопросы, игровой прием

Микрогруппа

Здравствуйте. На прошлом занятии к нам приходил Жук. Помните, как он разговаривал?

(Он жужжал-ЖЖЖЖЖЖ). Сегодня у жука игривое настроение, хочет с вами поиграть.

Приветствуют, настраиваются на занятие

Постановка темы

2 мин

Включение в деятельность 

Игровые

Микро

группа

Назовите картинки карточках и прокатите мяч только к тем, в названии которых услышите звук [Ж].

Дети  называют предметную картинку, прокатывает мяч к картинке, в названии  которой звук [Ж], берет и кладет  на стол

актуализация имеющихся знаний

Ориенти

ровочный

3 мин

С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализация мыслительных операций, знания и опыт детей

Мнемотехнология,

Проблемно-поисковые Словесный метод: уточняющие вопросы

наглядные методы-символы

Индивиду

альная

-Какой одинаковый звук есть в этих словах?

Уточнение артикуляции звука[ж], характеристика , с помощью символической карточки.

Дети рассуждают.

Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений

Обобщение знаний о звуках по акустическим признакам

деятельностный

13мин

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.

Создание условий эмоционального отклика;

-знакомство с образом буквы

Игровые технологии, технология автоматизации звука, здоровьесберегательные (кинезиотехнология), мнемотехника, дифференцированное обучение

Микро

группа

Работа в парах

Детям предлагается сделать артикуляционную гимнастику (комплекс для шипящих №3)

Разминка «Произнеси слоги» (с изменением ударения):

 

Жи-же-жа,                  

Ажа-ожо-ужу

жо-жу-жи,                  

Ажа-ожо-эже.

же-жо-жу,                  

Ажа-ужу-ижи.

жа-жу-жи,                  

Ажа-ижи-эже.

 жи-жо-жа                  

Ижи-ажа-эже.

-Вы, слышали, этот странный звук? Он слышится из этой коробки. Что  здесь? Надо найти и собрать картинки-половинки, построить башню -называя картинки.(жаба, жёлудь, крыжовник, журнал, ножницы, пижама, снежинка, лыжи, жираф, журавль, флажок, пирожок, ёжик, жеребенок)

-Повтори чистоговорки в согласовании с  движением рук :(кулак, ребро, ладонь, хлопок)

Жа-жа-жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа

Жо-жо-жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок

Жу-жу-жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу

Же- же- же- же- же- же, хочу кататься на еже

Жи- жи- жи- жи- жи- жи, убежали все ежи

Игра «Будь внимателен- отвечай на вопрос старательно». Цель произносить звук [Ж] в предложении  выделяя ударное слово

1.Жеребёнок пасётся на лужайке (Кто пасётся на лужайке? Где пасётся жеребёнок? Что делает жеребёнок?)

2.Женя любит джем и желе. (Что любит Женя? Кто любит джем и желе?)

3. Жук жужжит на дорожке.(Кто жужжит на дорожке? Что делает жук на дорожке? Где жужжит жук?)

Игра с мячом «Назови ласково»- формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-У Жука замечательный мяч для игры. Я бросаю –слово называю-вы ловите -ласково произнесите.

 

жук – жучок

абажур -абажурчик

жираф –жирафик -жирафчик

желток – желточек

дождь – дождичек

жаба – жабочка

журнал -журнальчик

жетон –жетончик

пижама – пижамка

живот – животик

Игра «Где спрятался звук»

учить группировать слова по определенному признаку, определяя место звука в слове (ориентируясь на схемы слов).

 -Вновь раздается звук из коробки с двойным дном, осмотрите ее внимательно, тут загадка  –здесь отгадка. Вот что долго так жужжало-голос свой нам подавало!

Эта буква широка и похожа на жука,

 и при этом, точно жук, издает жужжащий звук

Ж- Ж- Ж- Ж- Ж.

С помощью камешков марблс выложить по шаблону букву Ж.  отрабатывая изолированное произношение.

Задание творческое (по желанию) самостоятельно сконструировать букву из различных материалов,

Динамическая пауза (кинезиологические упражнения)

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Контролирует выполнение упражнений.

Дети выбирают картинки , называют их, автоматизируя Ж

Дети проговаривают чистоговорку, выполняют упражнения для кистей рук (–кулак-ребро-ладонь –хлопок) на каждое слово

Дети отвечают на вопрос, четко проговаривая слова

Ловят мяч –называют слова ласково

Дети группируют  (картинки), определяя место звука Ж в слове, четко проговаривая

Дети рассказывают, рассуждают, высказывают свое мнение

Дети выбирают «правильные» фишки (закрепляя графический образ буквы)

Дети выполняют упражнения

Самоконтроль выполнения

Самоконтроль

Правильное произношение звука Ж, самоконтроль

Правильное произношение звука Ж, самоконтроль

Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в слогах, словах

Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, фразах

Самоконтроль

Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, самостоятельное словоизменение

Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, определение места звука в слове

контрольный

3 мин

Закрепление знаний в разных видах деятельности

Игровые технологии,  мнемотехнология- наглядные приемы,

подгруппа

Логопед предлагает игру «Умная таблица»,

цель: умение давать полную характеристику звука Ж.

Каждый ребенок проверяет и описывает работу органов артикуляции, осознанно дает характеристику звука.

Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений

самоконроль

рефлексивный

2 мин

Соотнесение поставленных задач с результатом

подгруппа

Побуждает к высказыванию своего мнения.

с каким звуком мы сегодня играли? С чем познакомились?

Что больше всего запомнилось?  Что было трудным? Что понравилось?

Дети анализируют работу, высказывают впечатления, делают предположения.

рефлексивный

2 мин

Организовать оценку воспитанниками результата своей деятельности

-

(как отдельный этап не запланирован)

коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

-

(как отдельный этап не запланирован)

итог

-

(как отдельный этап не запланирован)

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида» г. Печора

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]

Возраст детей – 5-6 лет, количество детей – 4, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное  стертой дизартрией.

1.  Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, в предложениях.

2. Место данной темы в общей системе логопедической работы    - совершенствование звукопроизношения,  фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря,

3.  Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

Перед данным занятием проводилась работа по постановке звука [Ж], укрепление артикуляционного аппарата.

Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, дифференцирование с шипящим звуком [Ш], свистящим звуком [З], увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики.

4. Технологии: использовались в процессе деятельности -технологии дифференцированного обучения (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода), технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, технологии развития лексико-грамматической стороны речи, технологии развития связной речи, ИКТ, здоровьесберегающие, мнемотехнологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....