Кинезиологические упражнения и сказки в работе логопеда с детьми дошкольного возраста .
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

   Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

  В настоящее время увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейрогимнастики или кинезиологическая коррекция.

   Нейропсихология это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

    Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

     Практическая значимость использования  нейропсихологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 70 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Кинезиологические упражнения и сказки в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста Презентацию подготовили: учитель – логопед Потапова Ю.М учитель – логопед Соболева Е. Б

Слайд 2

Актуальность: Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Большинство современных детей, отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции. Одним из таких методов является кинезиология . Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Кинезиологические упражнения являются одним из перспективных средств такого развития.

Слайд 3

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Цель : Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности. Задачи : развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; снятие эмоциональной напряженности; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие мышления; коррекция речевых нарушений

Слайд 4

Кинезиология (с греческого – наука о движении) Существует уже 2000 лет, используется во всём мире Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон . В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон , создали образовательную кинезиологию ( Edu-K ) – расширенное обучение через движение. Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения. В России гимнастики для мозга впервые появилась в 1988 г. Сейчас её широко используют в своей работе в учреждениях психологической помощи. Педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают её эффективность у людей всех возрастов.

Слайд 5

Степень новизны: В период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации коррекционно - развивающей работы, новизна опыта состоит в том что рассматривается целостный педагогический процесс интеллектуального и психофизического развития детей дошкольного возраста. Применение кинезиологических упражнений может использоваться в более широком смысле. Раскрыто противоречие между недостаточной информацией этой проблемы в теоретическом плане и потребностью педагогической практики в системе речевого развития с использованием кинезиологических упражнений и сказок .

Слайд 6

Кинезиологические упражнения включают в себя: 1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность . 2 . Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. 3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов . 4. Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. 5. Упражнения для релаксации. 6. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Слайд 7

Требования к проведению: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Упражнения педагог выполняет вместе с детьми. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей) . Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

Слайд 8

Пример использования развивающего кинезиологического упражнения с речевым сопровождением Дети 5-6 лет (способ организации – сидя или стоя) «Лезгинка» - «Улитка» . Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. К нам улитка приползала. Свои рожки выставляла. По тропинке проползла, На листочке тлю нашла. К ней сестричка подползала, Свои рожки выставляла. На листочек заползла Угощенье приняла.

Слайд 9

Кинезиологические сказки Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Данная работа построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей.

Слайд 10

Задачи: способствовать комплексному развитию дошкольников в процессе работы со сказкой: заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, способствуя формированию интегративных качеств личности у воспитанников создать благоприятные условия для успешной деятельности (предметно-развивающую среду) максимально использовать разнообразные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения) , их интеграцию в целях повышения эффективности образовательной и коррекционной деятельности способствовать творческой организации ( креативности ) образовательного процесса, вариативного использования образовательного материала, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка уважительно относиться к результатам детской деятельности использовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Установить партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Слайд 11

Этапы работы с детьми: На первом этапе (коллектив педагогов) ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей группы, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения. На втором этапе (педагоги – дети) — введение разученных упражнений в сюжет сказок. На третьем этапе (дети) – использование кинезеологических сказок в свободной самостоятельной игровой деятельности детей. Форма организации: индивидуальная и подгрупповая самостоятельная деятельность детей. Четвертый этап предусматривает работу по взаимодействию с семьей. «Детский сад — семья» . Придумывание родителями сюжетов сказок на заданную тему, закрепление уже выученных детьми сказок в игровой форме и установление партнерских отношений родитель – ребенок в процессе деятельности. В результате данной работы у детей и родителей повысился интерес к сказке как жанру.

Слайд 12

Последовательность работы со сказкой: приветствие показ и рассказ сказки педагогом включение ранее изученных упражнений в сказку групповое и индивидуальное рассказывание ритуал выхода из сказки. Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

Слайд 13

Жили-были две веселые обезьянки ( Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот). Обезьянки очень любили корчить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме ((Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести ). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести ). Обезьянки очень обрадовались и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз). Пример использования кинезиологической сказки «Две обезьянки» для детей 5-6 лет (способ организации – сидя за столом, отрывок)

Слайд 14

Ожидаемые результаты: В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Слайд 15

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в  условиях ПНДДС...

презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела....

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...

Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных  соответственно определенной лексическо...