План самообразования на 2020-2022 учебные года
материал по логопедии

Иванова Лилия Наилевна
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОУ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 311»

Принята                                                                                               Утверждаю:

Советом педагогов                                                      Заведующая МАДОУ 311

От:                                                                             _________ Храмайкова Г.Д.

   

План самообразования

учителя-логопеда

Ивановой Лилии Наилевны

2020

Методическая тема: Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста с ОНР

Сроки разработки темы: с 2020 года по 2022 год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Оформить в группах центра речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

В течение. Года

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование , в личной переписке.

В течение года

Помощь музыкальному руководителю в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,  литературному жанру

В течение года

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные:  «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

В течение года

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

В течение года

Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

В течение года

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

В течение года

Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера

В течение года

Открытые занятия для родителей.

Начало и конец года.

Участие в работе РМО учителей-логопедов

По плану РМО

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

Кружковая работа

Кроме летнего периода.

 Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ.

В течение года

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";  Основная образовательная программа ДОУ  

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год.

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

5

Разработка программы коррекции на учебный год.

6

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

7

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Советы логопеда».

8

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями.

9

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

10

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

11

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

12

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

13

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

14

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

15

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

16

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

17

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера

18

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме « Связная речь»

19

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

20

Ведение сайта ДОУ  

21

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

22

Публикации систематизированного педагогического  опыта.

3. Изучение специальной литературы.

1.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель» (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

2.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. -  1983. - №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2016-2020 учебные года

Описан план работы по теме "Экология" на пять лет с детьми, родителями, педагогами....

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».

Актуальность выбранной темы:    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольн...

Отчет по самообразованию за 2020-2022 учебный год

Отчет по самообразованию по теме "Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края». Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование...