ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по логопедии (старшая группа)

Хомяк Татьяна Владимировна

Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах поведения в обществе, делает свои первые шаги и произносит первые слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ОВЗ

Хомяк Татьяна Владимировна

(МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка», г. Губкин Белгородской области)

Аннотация: Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах поведения в обществе, делает свои первые шаги и произносит первые слова. Это признают современные педагоги, методические службы, чиновники от образования. В современном федеральном образовательном стандарте (ФГОС), родителям отводится роль полноправных участников образовательного процесса.

Ключевые слова: дети ОВЗ, родители, образовательный процесс, родительские сообщества, домашняя игротека, логопедическая страничка, сайт учителя-логопеда, эмоции, успех, инновации, развитие.

Семья имеет очень большое значение не только в процессе социализации, но и в интеллектуальном развитии ребенка. Именно в семье от значимых для него людей малыш получает первую информацию о правилах поведения в обществе, делает свои первые шаги и произносит первые слова. Зрительный контакт, нежные прикосновения, неподдельная радость родителей за успехи малыша способствуют его быстрому развитию. И это признают современные педагоги, методические службы, чиновники от образования. Именно поэтому в современном федеральном образовательном стандарте (ФГОС), родителям отводится роль полноправных участников образовательного процесса [5].

Если ребёнок растёт в любящей семье, на него не жалеют времени и сил, если он участник домашних событий, помогает маме в готовке, уборке, он получает гормон радости, знает ощущение успеха, он активно развивается и даже опережает возрастные нормы.

Если отношение к ребёнку в семье не как к её полноправному члену, а как к помехе в личном пространстве, если своим здоровьем он создаёт родителям проблемы, то ребёнок не чувствует радости, у него развиваются комплексы и затормаживается развитие. Развивается комплекс ОВЗ.

Современные родители часто не имеют опыта воспитания детей с ОВЗ, у них не хватает педагогических знаний и умений. В молодых семьях утрачена связь со старшими поколениями, а с нею и лучшие образцы народной педагогики. Малыш, бродит по комнате между взрослыми, занятыми своими делами. Он постоянно ноет, ему скучно, хотя комната заполнена яркими развивающими игрушками. Мама огорчена, сколько денег затрачено на развивающие игрушки, логопедов, лекарства, а малыш не говорит, не развивается. Единственное развлечение – всё раскрутить и разбросать по комнате.

Часто родители не осознают всей серьёзности ситуации, надеясь, что ребёнок заговорит сам без посторонней помощи, опираясь на генетически заложенные способности. Другая крайность – ребёнка «пичкают» таблетками, заменяя ими игры на свежем воздухе, водные процедуры, положительные эмоции. И в том, и в другом случае, родители испытывают трудности, часто не понимая, что происходит с их малышом, почему он не такой, как другие дети, почему он не радует своими успехами, а, наоборот, вызывает усталость и раздражение.

Логопеду необходимо, прежде всего, объяснить таким мамам и папам, что темпы развития современного образования настолько ускорились, что ребенку без родительской любви и их неустанной помощи за ними просто не угнаться. Если с ним не заниматься ежедневно, в процессе игры, простых бытовых операций, то каждый день он будет отставать от своих сверстников, и, в конце концов, разрыв станет так велик, что ребёнок уже не сможет его преодолеть [2, с.15].

Нацеливая родителей на успешное развитие ребёнка, логопеду необходимо всесторонне изучить состояние его здоровья, понять причины его отставания. Отсутствие или дефекты речи – это только небольшая толика проблем, которые обрушиваются на маленького человека. Здесь речь может идти о педагогической запущенности. Тем не менее, существует множество проблем, которые мешают малышу развиваться в силу врождённых или генетических заболеваний, т.е. речь идёт об ограниченных возможностях здоровья (ОВЗ), на физическом, психическом, сенсорном уровне [1, с. 10].

При постоянных нарушениях дети с ОВЗ имеют психологические проблемы. К ним относятся: низкая самооценка, тревожность, неспособность быть уверенным в себе. Психологическую работу специалисты начинают вести с рождения. В дошкольном возрасте подключается инклюзивное образование и общая социальная адаптация.

В любом случае опытный педагог-логопед уделяет особое внимание индивидуальной работе с родителями, которым, прежде всего, необходимо помочь уяснить, что успех возможен, а при настойчивости и любви к ребёнку ‒ неизбежен. Далее следует помочь им выбрать наиболее эффективные меры по преодолению детских проблем.

Реабилитаций детей с ОВЗ строится в зависимости от того, какая область здоровья пострадала. При нарушениях психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) – необходима коррекционная программа обучения, отличающаяся темпом. При проблемах с сенсорикой (зрительных, слуховых и так далее) – требуется внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий, а также педагогов, прошедших специальную подготовку. Слабовидящих и слепых придется обучать шрифту Брайля, слабослышащих и глухих – жестовому языку. При болезнях, сказывающихся на состоянии работы организма (сердца, дыхательной системы) – не обойтись без помощи медиков. У каждого ребёнка своя судьба и свой уровень ОВЗ. И ‒ это главный аргумент для учителя-логопеда в пользу опоры всей воспитательной и педагогической деятельности на индивидуальные мероприятия, как в отношении ребёнка, так и его родителей [3].

Чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно: приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи; помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений; убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют им в полной мере стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяют учитывать особенности ребёнка и семьи. В современных условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Для наиболее эффективной и продуктивной совместной работы, учитель-логопед находит инновационные методы и формы взаимодействия с семьёй ребёнка, помогающие в установлении контакта с родителями воспитанников с ОВЗ, повышении компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В современном образовательном процессе применяются «Тетради по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР», которые в соответствии с возрастом и уровнем развития ребёнка помогают правильно поставить его речь. С помощью «Тетрадей» логопед занимается на групповых и подгрупповых занятиях в детском саду, а родители закрепляют материал дома. Родители становятся участниками коррекционного процесса, помогая ребёнку в выполнении домашних заданий. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий [4].

Для общения с родителями активно используются возможности Интернет. Это могут быть родительские сообщества в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делиться друг с другом информацией.

Остаётся актуальным тестирование и анкетирование, которые проводятся теперь в удалённом режиме и позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека доступна в информационном поле Интернет. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но интересными и полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка: «На кухне», «По дороге в детский сад».

Копилка методических рекомендаций размещается на сайте ДОУ. Каждую неделю педагоги добавляют в копилку новую информацию об успехах детей, задания для родителей.

Дни открытых дверей. Родители посещают как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. Здесь они видят, как дети занимаются, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.

Родительские пятиминутки, когда родители имеют возможность получить кратковременную личную консультацию учителя-логопеда.

Семинары-практикумы, где родители получают возможность получить новую и полезную информацию, попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под руководством логопеда.

Мастер-классы специалистов, которые помогают родителям освоить новые методики.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Логопед приглашает родителей на праздники, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, полученные в группе и закрепленные в домашних условиях в течение определённого периода времени. Важно заметить, что родители, как и их дети становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты помогают всем участникам образовательного процесса проявить свои креативные идеи, раскрыть новые возможности для реализации умений и навыков детей. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т.д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает актуальную для родителей информацию: консультации, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретиться с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос [4].

Таким образом, чтобы сотрудничество учителя-логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо убедить родителей в том, что они полноправные, если не главные участники педагогического процесса. Педагог-логопед применяет к ребёнку специальные приёмы и методы, дают малышу знания, которые нужно в играх и разнообразных доступных для малыша занятиях закреплять в домашних условиях. А это в силах для любящих и неравнодушных родителей.

Список использованных источников

  1. Баранова, Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10.
  2. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи [Текст] / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2009. – 64 с.
  3. Ефремова, З.А. Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / З.А. Ефремова. ‒ URL: https://urok.1sept.ru/articles/680013 (Дата обращения: 16.10.2021).
  4. Павлова, С.Н. Модели взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих ОВЗ [Электронный ресурс] / С.Н. Павлова. – URL: https://nsportal.ru/pavlova-svetlana-nikolaevna-1975 (Дата обращения: 16.10.2021).
  5. Сорокина, И. Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / И. Сорокина. – URL : https://www.maam.ru/ detskijsad/-sovremenye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami-detei-s-ovz.html (Дата обращения: 16.10.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса

В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки о...

Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

        Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...