Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса
статья по окружающему миру (старшая группа)

Янчук Марина Владимировна

В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки опытов по лексическим темам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_issledovatelskaya_deyat-t_1.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса

Бавтрук Светлана Николаевна – учитель-логопед,

Григорьева Светлана Юрьевна – воспитатель,

Янчук Марина Владимировна – воспитатель.

МОУ «Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»

г. Волгоград

        

        «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотим поделиться с вами нашим опытом взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с такими детьми, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, других специалистов ДОУ, а также медицинских работников и родителей.

Использование исследовательской деятельности позволило нам эффективно решать коррекционные и логопедические задачи, сохранять познавательную активность наших детей, поддерживать их мотивацию и интерес к занятиям.

Значение исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Детская исследовательская деятельность имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, тогда, изменив методику, они вместо клюквы стали давать ребёнок какой-нибудь новый предмет, который он мог исследовать. Тут «человеческий детёныш» показал всю силу своего интеллекта, его условные рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.  Таким образом предметом эксперимента учёных стало изучение особенностей исследовательской деятельности, как специфической деятельности для детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте исследование (экспериментирование) является ведущим, а в первые три года, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил советский педагог, психолог Л. С. Выготский.

За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.

Актуальность

Дошкольники – прирождённые исследователи, их постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В настоящее время, мы – педагоги, работая с дошкольниками не первый год, отмечаем для себя то, что детей с речевыми нарушениями становится всё больше, и причину видим в том, что, из жизни ребенка, к сожалению, уходит речь. «Живое» человеческое общение со взрослыми, сверстниками всё чаще замещается просмотром телевизора и проведением огромного количества времени в гаджетах.

Поэтому, понимая эту проблему, мы поставили себе цель: создать условия для развития речи старших дошкольников через самую естественную для данного возраста деятельность -  познавательно-исследовательскую.

Нами были определены задачи:

1.Обогатить активный словарь

2. Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать обобщения.

3. Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.

4. Привлекать родителей.

Теперь поподробнее остановимся на том, как нами эти задачи решались. В своей практике мы использовали все известные методы исследовательской деятельности дошкольников.

Проблемные ситуации, широко используемые в общеобразовательных группах, также нашли место в нашей работе.

Например, изучая гласные звуки, мы не сразу сообщаем о каком звуке пойдёт речь на занятии, а просим догадаться об этом по артикуляционной позе, показанной педагогом. Или, когда дети уже знакомы с терминами «гласный», «согласный» звуки и знают их отличительные признаки, даём задание поселить изучаемый звук в нужный домик (или замок) – гласных или согласных, самостоятельно проведя рассуждения по этому поводу.

 

Помогают нам совершенствовать речевое развитие эвристические беседы.  Они организуются в течение дня. Тематика отталкивается от лексическим тем, иногда используются схемы или символы, иногда наглядный материал, презентации, фильмы и т.д. Главное для нас – научить отвечать на вопросы, удерживать внимание в теме, заинтересовывать и участвовать в диалоге. В ходе бесед также пополняется и активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи.

Наблюдения

Ежедневно организуя наблюдения, мы через чувства и органы развиваем речь наших детей, а именно: учим задавать взрослому вопросы, лексически и грамматически правильно выстраивать фразу, спрашивая о том, что заинтересовало или удивило их.

В ходе наблюдения за природными явлениями (дождём, листопадом, снегопадом), за общественными событиями пополняется словарь детей признаками, действиями предмета, наречиями, совершенствуются грамматический строй и связная речь.

Опыты и эксперименты – самая любимая детьми деятельность. Чаще всего запланированная, но иногда она вытекает из бесед и наблюдений как продолжение деятельности в соответствии с лексическими темами.

За этот год было организовано множество опытов и экспериментов. Так мы изучали свойства воды, снега, бумаги. Доказывали опытным путём, что нас окружает воздух. И даже создали вулкан.

Иногда, предваряя опытную деятельность, мы с детьми составляли план-схему опыта, заранее знакомясь с символами, используемыми в ней. Затем по этой схеме дети пересказывали проведённый нами опыт или эксперимент. Таким ненавязчивым способом мы продолжали совершенствовать грамматический строй, развивать связную речь.

А ещё данная деятельность на столько эмоционально положительно подкреплена, что дети переносят её в семью, повторяя проводимые нами опыты, или выполняя свои «домашние» опыты и эксперименты, рекомендуемые составленной нами картотекой в рамках лексической темы. Некоторые, проведённые дома вместе с родителями опыты и эксперименты, вы могли увидеть в ранее присланных нами видеоматериалах.

 В результате усвоения детьми причинно-следственных связей в ходе опытно-экспериментальной деятельности обогащается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, состояния явления или объекта природы (цвет, форма, величина); совершенствуется грамматический строй речи. Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Фиксация результатов наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

Во время наблюдения за ходом эксперимента, за объектом, событием мы обязательно фиксируем увиденное.

Нами применяются следующие способы фиксации:

мы отображаем в уголке природы: погоду, прилетевших к кормушке птиц, птиц, уведенных на прогулке с родителями

регистрируем линейные объекты:. при помощи линейки, полоски бумаги, палочки или ленты мы отмечаем глубину снега, скорость роста травы и других растений или рост самих детей.

также нами с детьми ведётся фото- и видеофиксация предметов, событий, хода исследовательской деятельности  

заполняются листы опытов

Фиксация результатов наблюдений не только стимулирует у детей развитие основных мыслительных операций – анализа и синтеза, обсуждение увиденного в процессе фиксации развивает речь детей (т.к. пополняется словарь признаков, действий, наречий, совершенствуются грамматические навыки, развивается связная речь). Кроме этого, в процессе фиксации у дошкольников развиваются представления о знаковых системах.

Проектная деятельность

Метод проектов, применяемый нами, один из немногих методов, который позволяет применить все вышеперечисленные методы исследовательской деятельности.

Проектная деятельность позволяет наиболее тесно осуществлять взаимодействие всех сторон коррекционной деятельности (логопеда, воспитателей, родителей), так как здесь решаются задачи рабочих программ и логопеда, и воспитателей.

Во время осуществления проектов дети настолько заинтересованы и замотивированы, что позволяет осваивать решение коррекционно-развивающих задач непринуждённо и незаметно для детей.

Нами были организованы и осуществлены следующие проекты:

«В гости к Пуговке». Он позволил, решая задачи развития мелкой моторики, использовать его во всех образовательных областях. В ходе проекта дети и считали, и раскладывали по цветам, величинам, выкладывали цифры, буквы, звуковые схемы слогов и слов.

«В мире сказок Сутеева». Это – речевой проект, но охватил многие виды и области деятельности детей. Благодаря ему, наши воспитанники могли не только вспомнить и рассказать знакомые сказки, описать их героев, но и развивали мелкую моторику, память, внимание. А ещё реализация данного проекта поспособствовало развитию интереса родителей к совместному домашнему чтению произведений Сутеева.

«Чудо-валенки». В рамках прохождения лексической темы «Обувь», была выявлена проблема. Многие дети не знали, что такое «валенки». Был реализован краткосрочный проект, в ходе которого наши ребята познакомились с видом обуви «валенки», а благодаря организованным опытам и экспериментам дети выявили и озвучили свойства этого вида обуви, позволяющими им оставаться востребованными и в настоящее время. Этот проект также не ограничился стенами детского сада, а перешёл в семьи наших воспитанников.

«Основа речи – активный слух», объектом изучения данного проекта которого стали звуки, окружающие нас (неречевые и речевые). Целью было развитие фонематических процессов у наших детей, подготовка их к овладению грамоты. Продуктом проекта стали – лэпбуки и картотека игр, помогающие детям развивать фонематические процессы и подготовиться к обучению грамоты.  Родители воспитанников принимали активное участие в данном проекте. Дома ими были созданы лэпбуки, помогающих их детям в игровой форме развивать фонематический слух, осваивать элементы грамоты.

Методическое обеспечение

Большое внимание мы уделяем методическому обеспечению образовательного процесса. Образовательная деятельность в нашем ДОУ строится с опорой на лексические темы. Нами учитывается тематическая направленность в еженедельных рекомендуемых родителям наблюдениях, экскурсиях, беседах, опытах и экспериментах.

С опорой на лексические темы строится работа «Лаборатории Деда Зная», организуют и проводят которую воспитатели.

 Таким образом создаются максимально эффективные условия для развития речи через познавательно-исследовательскую деятельность.

В результате проведения исследовательской деятельности пополнились картотека игр, картотека опытов и экспериментов, разработана система конспектов различных интегрированных мероприятий, реализованы проекты, позволяющих осуществлять речевое развитие. Пополнилась предметно – развивающая среда.

Предметно – развивающая среда

Предметно – развивающая среда нашей группы содержательно насыщенна. У нас представлены различные дидактические игры, демонстрационный материал, муляжи, коллекция полезных ископаемых, семена растений, камешки, шишки, , различные крупы и т.д.. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, помогает организовать экспериментирование с доступными детям материалами и рассказать о них.

Все материалы для экспериментальной деятельности находятся в свободном доступе для детей.

 Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняя его необходимыми материалами.

Взаимодействия с родителями по вопросам исследовательской деятельности.

Если вы смотрели наши видеоматериалы, то увидели, что мы стараемся максимально взаимодействовать с нашими родителями. При этом главными задачами являются:

вовлечение родителей к совместно - исследовательской, деятельности с детьми,

обеспечение преемственности и непрерывности коррекционно-образовательного процесса,

установление партнёрских отношения с семьёй каждого воспитанника

активизация и обогащение воспитательских умений родителей.

Нами регулярно публикуются консультации на страницах нашей родительской группы на платформе мессенджера ВКонтакте: «Познавательно - речевая активность как важный фактор подготовки ребёнка к школе. Роль семьи», «Ученье с увлечением», «Опыты на кухне», разработаны памятки «Как организовать познавательное экспериментирование дома», разработана картотека опытов и экспериментов в домашних условиях.

Большинство наших родителей принимают активное участие в реализуемых нами проектах, помогают в пополнении предметно – развивающей среды.

Заключение

Развитие речи старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность позволяет

  • обогащать активный словарь, совершенствовать грамматический строй, развивать связную речь,
  • развивать наблюдательность, аналитико-синтетические навыки,
  • обогащать память ребёнка, активизировать его мыслительные процессы
  • формировать самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
  • развивать эмоциональную сферу ребёнка, его творческие способности;
  • формировать трудовые навыки, укреплять здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности;
  • вовлекать родителей, что обеспечивает преемственность и непрерывность коррекционно-образовательного процесса, способствует речевой активности дошкольников и налаживанию благоприятных внутрисемейных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Презентация по теме: "Исследовательская деятельность детей старшего  дошкольного возраста в  процессе экспериментирования» ...

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопр...

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»

Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...