Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса
консультация по логопедии на тему

Кравцив Мария Андреевна

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

 

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных  на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, можно увидеть, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии стало увеличиваться. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей системы жизнедеятельности детей. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, отягощенных патологией органов речи, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ комбинированного вида.

Осуществляя выбор путей об­новления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции соци­альных преобразований в обще­стве, запросы родителей, интересы детей и профессиональные воз­можности педагогов.

Все вышеизложенное определи­ло выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения такой деятельности стали системность, це­лостность и конкретность.

-Систем­ный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиня­ясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. 

 -Целостность выражается в пол­ном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспи­танию, обучению и коррекции раз­вития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 -Конкрет­ность — сохранение индивидуаль­ности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

 

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда,  психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

  Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в МАДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. 

Модель взаимодействия была разработана при активном участии специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений  является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда,  старшей медсестры и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. Применяемая в ДОУ система мониторинга заимствована из программы «Детство». Преимущество данной системы мониторинга в том, что она предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.

Прогноз  психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк  (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические  условия  для детей с нарушением речи,  построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий,  координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ.

Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в практике работы ДОУ организованы и функционируют дополнительные кружки: ритмической гимнастики, изодеятельность. Кружковая работа предусматривает совместную организацию детей коррекционных и общеобразовательных групп, предоставляет детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей.  Цель коррекционного направления дополнительного образования – построение системы коррекционно-развивающей  работы  с детьми с нарушениями развития, интеграция  их в группу детей без речевых нарушений, выравнивание речевых возможностей детей общеобразовательных и коррекционных групп.

 Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной активности, формирование  всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.  Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили: «тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные явления в природе», «праздники» и «традиции».

Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-развивающей деятельности.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.

 

 

 

 

 

этап

виды деятельности

формы проведения

диагностический

 

психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей,  сбор анамнестических данных, определение физической и психологической нагрузки по каждому ребенку, составление индивидуальных программ развития,  определение детей «групп риска», разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности 

диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп

коррекционно-развивающий

составление и реализация образовательных программ по всем линиям развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, подготовка  и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов; физкультурно-оздоровительные мероприятия;
методическое координирование функционирования педагогического процесса

совместная и самостоятельная деятельность специалистов с детьми, дополнительное образование, проектирование,  ПМПк, семинары, мастер-классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, педагогические советы, работа творческих групп

аналитический

рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов

тестирование, анкетирование, диагностика,  ПМПк, обобщение опыта работы, круглый стол, деловая игра

прогностический

прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов коррекционно-развивающей работы

совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары, презентации, тренинги

          

Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физ.воспитанию, руководителем изостудии.

По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и  приемы коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем процессе.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь кол­лектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в иде­ологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко оп­ределенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:

1.        Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и раз­витие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в ра­боте с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных мар­шрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.

2.        Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологичес­кое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психо­терапия, разработка и оформление рекомендаций другим спе­циалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

3.         Воспитатель: определение уровня развития разных видов дея­тельности ребенка, особенностей коммуникативной активно­сти и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразитель­ной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания со­гласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пре­делах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога,  врача (организация режима, развиваю­щих и коррекционных игр и т. д.).

4.        Медицинская сестра: обеспечение повседневного са­нитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточ­нение схем медикаментозного, контроль за организацией питания детей.

5.        Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале, бассейне и на улице, реализация используемых программ физического  воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников.

6.        Музыкальный руководитель и руководитель изостудии: реализация используемых программ музыкального  и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элемен­тами музыкальной, танцевальной, креативной, теат­ральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

7.       Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопро­вождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей. Задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независи­мости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики и т.д.).

Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной работе с детьми с речевой патологией, что позволило нам сформировать систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе, имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели заложены перспективные направления развития, которые дают возможность совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм работы различных специалистов.

 Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx137.85 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

 

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных  на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, можно увидеть, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии стало увеличиваться. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей системы жизнедеятельности детей. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции развития детей, отягощенных патологией органов речи, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ комбинированного вида.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.

-Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. 

 -Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 -Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда,  психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

  Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в МАДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. 

Модель взаимодействия была разработана при активном участии специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

 В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений  является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда,  старшей медсестры и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. Применяемая в ДОУ система мониторинга заимствована из программы «Детство». Преимущество данной системы мониторинга в том, что она предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.

Прогноз  психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк  (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические  условия  для детей с нарушением речи,  построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

 Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий,  координацию их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с семьей предполагает использование широкого круга форм и методов: семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ.

 Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям осуществляется и в рамках системы дополнительного образования. Для этого в практике работы ДОУ организованы и функционируют дополнительные кружки: ритмической гимнастики, изодеятельность. Кружковая работа предусматривает совместную организацию детей коррекционных и общеобразовательных групп, предоставляет детям с особыми образовательными потребностями дополнительные возможности для развития всех психических процессов и проявления своих потенциальных возможностей.  Цель коррекционного направления дополнительного образования – построение системы коррекционно-развивающей  работы  с детьми с нарушениями развития, интеграция  их в группу детей без речевых нарушений, выравнивание речевых возможностей детей общеобразовательных и коррекционных групп.

  Блок образовательных задач направлен на развитие их познавательной активности, формирование  всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.  Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили: «тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные явления в природе», «праздники» и «традиции».

Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-развивающей деятельности.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.

 

этап

виды деятельности

формы проведения

диагностический

 

психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей,  сбор анамнестических данных, определение физической и психологической нагрузки по каждому ребенку, составление индивидуальных программ развития,  определение детей «групп риска», разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной деятельности 

диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп

коррекционно-развивающий

составление и реализация образовательных программ по всем линиям развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, подготовка  и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов; физкультурно-оздоровительные мероприятия;
методическое координирование функционирования педагогического процесса

совместная и самостоятельная деятельность специалистов с детьми, дополнительное образование, проектирование,  ПМПк, семинары, мастер-классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, педагогические советы, работа творческих групп

аналитический

рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов

тестирование, анкетирование, диагностика,  ПМПк, обобщение опыта работы, круглый стол, деловая игра

прогностический

прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов коррекционно-развивающей работы

совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары, презентации, тренинги

         

Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом, воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физ.воспитанию, руководителем изостудии.

По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и  приемы коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем процессе.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:

1.        Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.

2.         Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

3.         Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога,  врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).

4.        Медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, контроль за организацией питания детей.

5.                Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале, бассейне и на улице, реализация используемых программ физического  воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников.

6.         Музыкальный руководитель и руководитель изостудии: реализация используемых программ музыкального  и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

7.       Представитель администрации – старший воспитатель — руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Роль методиста в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей. Задача методиста – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики и т.д.).

Методист принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.

В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной работе с детьми с речевой патологией, что позволило нам сформировать систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе, имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели заложены перспективные направления развития, которые дают возможность совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм работы различных специалистов.

 Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

 


Специфика и сущность взаимодействия педагога коррекционного образования с другими участниками образовательного процесса

 


Специфика и сущность взаимодействия педагога коррекционного образования с другими участниками образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зави­сит от правильно организованного взаимодействия логопеда, вос­питателей, психолога, музыка...

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУ на 2017 – 2018 учебный год.

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУна 2017 – 2018 учебный год....

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их  основные функции....

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса

В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки о...