Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)
статья по развитию речи на тему

Мельникова Оксана Викторовна

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №414 «Чебурашка»

Центрального округа г. Новосибирска

учитель-логопед О. В. Мельникова

Система взаимодействия учителя-логопеда

с участниками коррекционно-образовательного процесса

 

Система взаимодействия с участниками коррекционно-образовательного процесса в современных условиях, когда необходимо реализовывать образовательные стандарты и в системе коррекционного образования, представлена направлениями: учитель-логопед – дети, учитель-логопед – педагоги (воспитатели, специалисты), учитель-логопед – родители (законные представители).

Безусловно направление учитель-логопед – дети является ведущим в моей профессиональной деятельности, но взаимодействие с педагогами (воспитатели, специалисты) - связующая нить, которая связывает все остальные и является залогом успешности коррекционного процесса,  позволяет сделать его непрерывным и эффективным.

Цель  - создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у детей и  предупреждению речевых расстройств у воспитанников ДОУ. Работа с педагогами строилась на основе принципов сотрудничества и партнерства, субъектности всех участников взаимодействия.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 

1. Способствовать развитию компетентности воспитателей и специалистов ДОУ в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.

2. Ознакомить педагогов с результатами логопедической диагностического исследования, выявленных особенностях речевого развития ребенка и рекомендации по индивидуальному подходу в процессе коррекционного воздействия.

3. Привлечь воспитателей и специалистов к разработке индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).

4. Организовать взаимодействие с воспитателями группы компенсирующей направленности через тетрадь взаимодействия, разработка еженедельного плана коррекционно-развивающих мероприятий для воспитателей группы (материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками логопедической группы).

5. Познакомить воспитателей с методами нейропсихологической коррекции.

6. Организовать еженедельное обсуждение эффективности коррекционно-образовательного процесса, выбранных средств и методов, при необходимости - с последующим  внесением изменений, корректировок в ИОМ воспитанников.

7. Продумать темы совместных проектов с последующей их реализацией с участием индивидуальных образовательных потребностей детей и интересов родителей.

Основная идея работы с педагогами заключалась в том, что они должны были стать надежной опорой, помощниками, партнерами в осуществлении коррекционного процесса. И действительно, воспитатели оказали неоценимую помощь:

- в выявлении запроса родителей на темы групповых консультаций (очных и заочных – размещаются на стенде, сайте учителя-логопеда);

            - в наблюдении за динамикой речевого развития детей;

- способствовали повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка (см. Приложение 2.).

Взаимосвязь с узкими специалистами ДОУ так же принесла свои плоды: музыкальный руководитель на своих занятиях активно использует предложенные мной логоритмические упражнения и игры, формируют  речевое дыхание, применяют в своей работе элементы методических разработок Г.А.Волковой, М.Ю.Картушиной, М.Ю.Гоголевой. Инструктор по ФИЗО на своих занятиях, после проведённой консультации и ознакомлении с программой «Формирование нейропсихологического пространства ребенка с особыми образовательными потребностями», использует элементы психомоторной коррекции, один раз в неделю занятие по ФИЗО  проводим совместно (см. Приложение 6.).  

В итоге проведенных мероприятий направленных на взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ, были получены следующие результаты:

  • сформировано единое коррекционно-образовательное пространство для воспитанников группы;
  • интерес педагогов к активным формам взаимодействия с родителями (законными представителями);
  •  воспитатели принимают активное участие в коррекционном процессе, закрепляют новообразования, полученные в ходе занятий, являются проводниками между учителем-логопедом и родителями (законными представителями);
  • воспитатели в процессе динамических пауз используют упражнения и игры, способствующие активизации развития высших психических функций (далее ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень;
  • инструктор по ФИЗО используя элементы психомоторной коррекции, развивает двигательную сферу: плавность, переключаемость и точность движений; произвольную регуляцию движений; способствует активации ВПФ;
  • музыкальный руководитель включен в коррекционный процесс, обеспечивая тем самым единое образовательное пространство;
  • коррекционно-развивающая работа стала более эффективной.

ФГОС предполагают активное участие родителей (законных представителей ребёнка) в коррекционно-образовательном процессе. Как показывает опыт специалистов нашего ДОУ – чем активнее участие родителей в коррекционно-образовательном процессе, тем он более эффективен и результативен.

Цель работы в направлении учитель-логопед – родители (законные представители) – привлечение родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе и создание единого образовательного пространства: ДОУ – семья.

Были определены следующие задачи: 

1. Способствовать формированию и развитию компетенций и компетентностей у родителей (законных представителей) в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.

2. Обсудить результаты диагностических исследований (сообщение информации о выявленных особенностях в речевом развитии ребенка), познакомить с ИОМ ребёнка.

3. Организовать ведение индивидуальных тетрадей с подобранным материалом для совместной деятельности родителя и ребёнка, способствующего закреплению пройденного материала;  взаимодействие через тетрадь с родителями (законными представителями) ребёнка.

4. Еженедельно размещать актуальную информацию на стенде в группе («На этой недели мы узнаем …., научимся…., ваш сынок или дочка будут рады поиграть в …..», «Тема недели»).

5. Создать условия для общения и обсуждения текущих вопросов с родителями (законными представителями) (на персональном сайте: http://nsportal.ru/melnikova-oksana-viktorovna, в ходе индивидуальных консультаций).

6. Активизировать родителей к участию в коррекционном процессе, систематическому выполнению домашнего задания.

Для того чтобы родители активно посещали мероприятия и они были им действительно полезны, совместно с воспитателями был проведён предварительный опрос с целью выявления запроса – на какие темы хотят поговорить со специалистом, что их интересует, волнует.  

Родителям предлагались не только индивидуальные консультации (по мере необходимости), но и групповые формы, проводимые совместно с воспитателями и другими специалистами детского сада. Были выбраны активные формы организации встреч с родителями воспитанников:

- практический семинар с элементами тренинга «Один в поле не воин ИЛИ участие родителей в коррекционном процессе»,

- круглый стол «Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание. Конструктивное решение»,

- практикум «Гимнастика для мозга» (проводилась совместно с воспитателями и детьми);

- консультация «Играем везде» (форма проведения: мастер-класс),

- КВН «Знаем, умеем, хотим!» (итоговое родительское собрание).

Регулярно обновлялся (еженедельно) материал на сайте учителя-логопеда, где родители имели возможность ознакомиться с домашним заданием, узнать о том, чем дети будут заниматься в ходе недели, с полезными для детей играми и упражнениями, ознакомиться с подборкой литературы по вопросам развития и воспитания детей. На этом же сайте публиковались детские работы.

Ежемесячно портфолио каждого ребенка пополнялось страничкой «Речецветик», где отражались успехи ребенка за истекший период, его сильные стороны и зону ближайшего развития, активизируя родителей на активность в данном вопросе.

Еженедельно обновлялась информация на стенде учителя-логопеда в приёмной группы, где размещалась информация о звуке и букве, с которой познакомятся дети, лексической теме недели, игры и упражнения в которые можно поиграть с ребенком. Совместно с воспитателями и специалистами подбиралась актуальная для родителей информация, выпускались раздаточные буклеты. Так был подготовлен материал на темы: «Мне 5 лет!», «Сочиняем сказки»; «Развиваем воображение»; «Гимнастика по Джекобсону»; «Чем играют наши дети»; «Ребенок «катастрофа» или гиперактивность»; «Готовимся к школе»; «Развиваем память, внимание, мышление»; «Играем везде!».

Индивидуальные тетради воспитанников группы стали посредником между участниками коррекционного процесса: учитель-логопед – воспитатели – дети - родители. В результате - повысилось качество выполнения домашних заданий, дети с удовольствием их выполняют и с большой гордостью их демонстрируют.

Активно практикую занятия «Родитель + ребёнок», где родители могут наглядно посмотреть, как организовать совместную деятельность с ребёнком в домашних условиях. В ходе занятий родители обнаруживают свои личностные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, которое способствует его речевому развитию и преодолению имеющихся трудностей. Родители часто присутствовали и участвовали во фронтальных занятиях.

Так, в результате наблюдений педагогов ДОУ и анкетирования родителей, выявлено, что родители стали более открытыми, воспитатели отмечают – более активно участвуют в коррекционно-образовательном процессе, детских проектах, более ответственно подходят к выполнению домашних заданий.

В итоге проведенных мероприятий направленных на взаимодействие с родителями, были получены следующие результаты:

  • интерес родителей к активным формам взаимодействия со специалистами ДОУ;
  • повысилась родительская культура и компетентность;
  • воспитывающие взрослые стали более активно принимать участие в коррекционном процессе.

Исходя из выше изложенного - данная система взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса показала свою эффективность и результативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их  основные функции....

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспи...

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса

Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ...

Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.

У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям  необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время  требует...

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Консультация для воспитателей и специалистов...