Конспект занятия на автоматизацию звука [ш] по мотивам сказки "Маша и медведь".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Олейникова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь" предназначен для дошкольников с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_sh_po_motivam_masha_i_medved.docx60.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Задачи:

- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание;

- закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах;

- закреплять навык чтения слогов;

- упражнять в употреблении понятий «больше, мешьше» с существительными;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: фланелеграф, интерактивная доска,  картинки к сказке «Маша и медведь», дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше ?», «Плюшевые мишки»; простой и красный карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент

На фланелеграфе размещены картинки: медведь и пирожки

- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? Скажи, чем похожи слова Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? Звук [ш] какой? (Всегда твёрдый согласный, глухой). Будем  правильно произносить его и помнить а , что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – тёплая.

- Расскажем эту сказку вместе.

2. Основная часть

«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька.

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («Улыбка»)

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась («Трубочка»).

Пошла завтракать. Взяла ложечку («Лопаточка»)

Взяла чашечку («Чашечка») и достала вкусное варенье («Вкусное варенье).

Потом она пошла качаться на качелях («Качели»).

А потом  играла в мяч («Катание шарика»: губы сомкнуты, язык делает круговые движения с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону).

«…Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»

На фланелеграфе: Машенька и ёлочка.

«…А в лесу ветер поднялся…». Как шумят деревья в лесу? (Ш,,,,ш…ш…).

- Произноси звук [ш] чётко и длительно.

- Что это? (Шишка).

Развитие фонематического слуха (слуховая разминка)

Это фыфка?                                    Это шишка?

Это сыска?                                      Это хыхка?

Это шиска?                                     Это шихка?

Это шишка?                                    Это фыска?

Это фышка?                                    Это хышка?

Это щищка?                                    Это шишка?

- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С веток ягоды снимаю                             (Левая рука согнута в локте и поднята

И в лукошко собираю                               на уровень лица. Кисть опущена (паль-

Ягод – полное лукошко                            цы-«ветки»). Правой рукой (пальцы

                                                                    собраны в щепотку) «снимать ягоды»)

Я попробую немножко                             (Положение и движение кистей рук по

Я поем ещё чуть-чуть                                тексту)

Легче будет к дому путь

Я поем ещё малинки.                                 («Считать ягоды»,  нажимая

Сколько ягодок в корзинке?                      указательным пальцем на левую

Раз, два, три, четыре, пять…                     ладошку)

Снова буду собирать!

- Помоги Машеньке собрать ягоды.

Автоматизация звука [ш] в слогах

Дидактическая игра «Собери ягоды»

         

          ША                   ШУ                     УШ                    ШУ                 ОШ

   1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg     1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg        1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg      1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg   1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg       

 АШ                       ШО                       ША                     ШЭ              ЭШ       1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg    1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg          1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg        1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg   1611661843_25-p-malina-karandashom-risunok-30.jpg

- Прочитай слоги на всех ягодах. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась её красным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягоданеспелая, пусть доспевает, раскрась её зелёным цветом.

«…Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка…». Кто же в ней живёт? Отгадай.

Упражнение «Доскажи словечко»

Белка с ветки в свой домишко

                                       Перетаскивала шишку.

                                       Белка уронила шишку,

                                       Угодила прямо в …(мишку).

Правильно, в избушке живёт медведь (на фланелеграфе: избушка медведя и Машенька). «…Видит Маша, а в доме у Маши беспорядок…». Помоги Маше навести порядок в доме.

Автоматизация звука [ш] в словах

Дидактическая игра «Подарки»

- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы (картинки: кошка, мишка, мышка, Чебурашка, клюшка, матрёшка, хлопушка, неваляшка, машина).

Физкультминутка

Движения по тексту

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

            Бросил палку кверху мишка.

               Падай в шапку с ёлки, шишка!

    Шишка хлоп по голове,

     Сразу шишек стало две!

На интерактивной доске: Маша, медведь и избушка.

Автоматизация звука [ш] во фразах

Дидактическая игра «Что больше?».

«…Пришёл мишка домой, а там  - чистота и порядок…»

Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймёт никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине (шкаф больше чем шкатулка, шкатулка меньше шкафа и т. д.)

Словарь: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, петушок, пушка, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш.

«…Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку…»

Слушай чистоговорки и повторяй:

Ошка – ошка - ошка – где моя большая ложка.

Ошку – ошку - ошку – дайте мне большую ложку.

Ошку – ошку - ошку – я держать умею ложку.

Ошкой – ошкой - ошкой – буду кашу кушать ложкой.

Ошки – ошки – ошки – не капает капа с ложки.

3.Заключительная часть

- Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводил её до дома. ( На интерактивной доске: Маша, мишка, дом  Маши). Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

Конспект занятия по автоматизации звука Рь

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....

Конспект занятия по автоматизации звука Л.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в прямом слоге начало слова (слог ла)...

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...

Конспект занятий по автоматизации звука Р "Зимняя рыбалка"

Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука  «Р» Задачи:Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах, словах, фразах.Развитие длительной направленной с...

Конспект занятия по автоматизации звука [с] на подгрупповом занятии

Автоматизация звука [с]  на подгрупповом занятии с детьми с ФФНР (5-6 лет)....

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....