Конспект интегративной образовательной деятельности с использованием элементов логоритмики для детей старшей группы ДОУ «На лесной поляне»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

Использование элементов логоритмики помогает в доступной и игровой форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения. В данной работе представлен материал, направленный на стимулирование речевой активности у детей старшей группы ДОУ через музыкальную логоритмическую деятельность. Материал может быть рекомендован  логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект интегративной образовательной деятельности с использованием элементов логоритмики

для детей старшей  группы ДОУ

 «На лесной поляне»

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

Фаттахова Татьяна Анатольевна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко»

2020 г.

Цель: Закрепить полученные знания об осени и природных явлениях посредством логоритмических игр.

Задачи:

Оздоровительные:

-формирование правильной осанки, навыков движения в колонне, формирование пространственной организации движений;

-развитие ловкости, быстроты реакции;

Образовательные:

-развитие чувства ритма, певческих навыков, тембрового слуха, навыков игры на детских музыкальных инструментах;

-развитие коммуникативных умений и навыков;

Воспитательные:

-воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

-воспитание положительных личностных качеств у дошкольников;

Коррекционные:

-развитие мануального праксиса;

-дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов.

Ход проведения образовательной деятельности:

Музыкальный руководитель:

Что за гости к нам спешат?  (дети парами заходят в зал)

Вижу я своих ребят.

Проходите все сюда.

Все на месте?

Дети: Да! 

Музыкальный руководитель:

Ребята, поприветствуем друг друга?

Музыкальная игра-приветствие  (поют)

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

 Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место встанем с тобой!

(остаются в кругу)

Музыкальный руководитель:

Вот мы и поприветствовали друг друга!

Ребята, я узнала, что дети из средней группы собираются идти за грибами. Но я не уверена, знают ли они, какие грибы можно собирать. А вы знаете? (Дети отвечают “съедобные и несъедобные»). Отлично, я вам предлагаю прогуляться по осеннему лесу, где мне потребуется ваша помощь: убрать на поляне все несъедобные грибы, а оставить только съедобные. Вы поможете? (Дети отвечают)

Приглашаю всех вас в лес,

Полный сказок и чудес.

Вот волшебные дорожки,

Манят нас они, зовут.

По одной там скачут ножки,

По другой – они бегут.

Будьте внимательны, музыка вам подскажет, по какой дорожке и как двигаются ножки.

Логопед: Какие дорожки бывают? Дети отвечают (прямые, «змейкой»). Кто дорожку «змейкой» сможет показать и за собой ребят позвать? (дети выбирают командира)

Под музыку «Полька» дети двигаются по залу, меняя движения в соответствии с темпом  и тембром музыки.

 Дыхательная гимнастика «Вдохни свежий воздух»

Логопед: В лесу такой свежий воздух и столько запахов. Ребята, чем пахнет в лесу? (ответы детей). Я вам предлагаю послушать эти запахи, для этого я предлагаю носиком вдохнуть и надуть животик, а ротиком медленно выдохнуть (логопед с детьми проделывают  упражнение 3 раза).

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и на лесной поляне. Ребята, нужно поздороваться  с осенним лесом. Как мы сможем это сделать? (Ответы детей)

Упражнение на развитие интонационности «Ранним утром» (автор И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева)

Ранним утром на рассвете шур-шур-шур, шур-шур-шур

То ли аист, то ли ветер шур-шур-шу, шур-шур-шур

Пролетел среди берёз а-А (глиссандо вверх), А-а (глиссандо вниз)

Новость свежую, принёс а-А (глиссандо вверх), А-а (глиссандо вниз)

И сейчас же слухи, слухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь

Полетели словно мухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь

Покатился лесом гул, гу-гу-гу, гу-гу-гу

То спросонок лес вздохнул ф-ф-ф-ф-ф

И посыпалась роса, дзинь-ля-ля, дзинь-ля-

 Зазвучали голоса А-А-А-А-А-А!

Музыкальный руководитель:

Пальчиковая игра "Грибы"

(ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

Логопед: Посмотрите, ребята, кажется, дождь собирается. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Дождик». Встанем в круг, близко друг к другу, как вагончики.

Массаж спины, речевая игра под песню  «Дождик»

Дети встают в круг

Дождик бегает по крыше –                 дети встают друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                                  и похлопывают ладонями по спинкам друг друга

По весёлой звонкой крыше –           постукивают пальчиками

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите, -                  поколачивают кулачками

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, -                      растирают ребрами ладоней

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –                    кладут ладони на плечи и большими пальцами

Бом! Бом! Бом!                                 растирают плечи круговыми движениями

А уйду – тогда гуляйте…                поглаживают ладонями

Бом… Бом… Бом…

Музыкальный руководитель: Ребята, нам придётся переждать дождь, где  мы можем отдохнуть в лесу? (Ответы детей). Да, можно на пенёчках отдохнуть. А хотите, я вам сказку расскажу? (Ответы детей). А вы мне поможете её обыграть? (Ответы детей). Хотите помузицировать? (Ответы детей). У вас возле пенёчков лежат музыкальные инструменты, возьмите их.

Дети по очереди: 1.Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одёжке, (дети бьют ладонями по бубну)

2.Где листочком зашуршит, (маракасы)

3.Где дождинкой зазвенит (колокольчики).

4.Раздаётся громкий стук: (палочки деревянные)

5.Это дятел – тук да тук! (кубики)

6.Дятел делает дупло –

7.Белке будет там тепло (ксилофон).

8.Ветерок вдруг налетел, («шуршики»)

По деревьям зашумел,

9.Громче зазывает,

Тучи собирает (тремоло, бубны).

10.Дождик – динь, дождик – дон! (колокольчик)

11.Капель бойкий перезвон (металлофон)

12.Всё звенит, стучит, поёт –

Осень яркая идёт! (все инструменты)

Логопед: Сказка продолжается и я хочу предложить вам поиграть с нашими глазками.

Зрительная гимнастика «Солнышко и тучка»

- Солнышко с тучками в прятки играло.

Справа и слева тучки считало (вправо-влево)

Серые лужи, черные тучки (вниз-вверх)

Легких – две штучки,

Тяжелых – три штучки!

Тучки попрятались, тучек не стало  (закрыть глаза ладонями),

Солнце на небе во всю, засияло! (поморгать).

Музыкальный руководитель: А сейчас, ребятки, для вас интересная загадка!

Первая книжка для всех детишек:

Учит – мучает, а научит – радует! (азбука)

- Конечно. Это азбука. Вот она! Почитаем?

Упражнение на развитие чувства ритма, дикции, выразительности речи «Шла лисичка по поляне»

(вначале проговаривают, затем на повторе пропевают)

Шла лисичка по поляне,

Нашла азбуку в кармане.

Она села на пенек и читала весь денек:

Сы-сы, сы-сы – как у нашей у лисы

Сы-сы, сы-сы – хвост невиданной красы!

Су-су, су-су – и в каком таком лесу

Су-су, су-су – отыскать лису-красу?

Музыкальный руководитель: Вот и дождик закончился!

Как в лесу-лесочке

Выросли грибочки.

Мы корзиночки возьмём

И грибочки соберём.

А чтобы весело было собирать, предлагаю вспомнить нашу песенку.

Песня «Хорошо осенью в лесочке» (Муз. и сл. Е.Шаламоновой)

1.Хорошо, хорошо         2.  Перейду ручеёк               3. Пахнет соснами бор,

   Осенью в лесочке.            Выйду на тропинку,           Манит на поляну,

              Я грибочек нашёл,           Вот и белый грибок -          Что за гриб? Мухомор?

   Спрятал в кузовочке.       Полезай в корзинку!             Брать его не стану!

      Припев:

Раз грибок, два грибок,

Слава урожаю!

Я присел на пенёк

И грибы считаю.

Логопед: Ребята, вы помните, для чего мы пришли на осеннюю поляну? (дети отвечают, чтобы убрать все несъедобные грибы). Я предлагаю вам разделиться на две команды поровну. А, чтобы разделиться поровну, я приготовила мешочек с сюрпризом…Вы, не заглядывая в мешочек, достанете  один предмет (дети достают цветные резиночки для волос, у одних на резиночке грибок, у других листочек). Ребята, а что вы достали? (ответы детей) Молодцы! Вот теперь разделитесь на команду грибов и команду листочков. Соревнование начинается, и мы посмотрим, чья команда быстрей соберёт несъедобные грибы.

Игра «Кто скорей возьмёт грибок»

Дети поют:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём.

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке под осинкой.

Вот и  гриб, не зевай,

И быстрей его хватай!

Дети собирают несъедобные грибы каждая команда в свою корзину. Какая команда больше наберёт грибов.

Логопед: Ребята, вы такие молодцы, правильно и быстро обе команды справились с заданием и собрали все несъедобные грибы, теперь средней группе будет легко найти съедобные грибы.

Логопед: Ой, как весело играли!

И немножечко устали.

Мы листочки соберём,

И дыхательную гимнастику начнём!

Дыхательная гимнастика «Сдуй листочек».

Логопед: Ребята, на нашей полянке с грибами нападали листочки, я предлагаю их собрать и сдуть с ладошки (дети берут листочки, кладут на ладошку и сдувают). Посмотрите, ребята, как много листочков, я предлагаю вам собрать их в ладошки (под музыку дети собирают листочки). Все листочки собраны? Бросим их вверх? (дети все вместе бросают вверх собранные листочки). Что у нас получилось? (дети отвечают). Да, листопад.   

Музыкальный руководитель:

Хорошо в лесу гуляли? (Дети отвечают)

И  полянку от несъедобных грибов убрали.

А теперь домой пора,

Собирайтесь, детвора!

Под музыку уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов методики М. Монтессори в 1 младшей группе "Матрешки"

Цели: вызвать интерес к новой игрушке, учить открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия «большой», «маленький», «один», «много», учить детей использоват...

План-конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей дошкольного возраста.

Интерсеное музыкальное занятие для среднего дошкольного возраста. Дети отправляются в осенний лес, встречают там лесных жителей, поют песни, играют в игры....

План – конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик в гости к нам пришёл».

План – конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик в гости к нам пришёл»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов экспериментирования для детей 1,6 – 2 лет «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МИШКИ»

Существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому нужно обращать внимание на развитие мелкой моторики. Игры-занятия на развитие двигательных способностей пальчиков для малышей прос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов мнемотехники (старший возраст) Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

quot;Весна идет, весне дорогу!"Цель: Продолжать формировать умение передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образ...