Современная семья и ландшафтное проектирование совместной деятельности родителей и детей в логопедической группе»
статья по логопедии
Ещё несколько десятилетий назад с понятием «семья» ассоциировалась небольшая общность, традиционно состоявшая из матери, отца и одного или нескольких детей, в которой обязанности родителей были чётко разделены. Мать, как правило, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Отец уделял преимущественное внимание финансовому обеспечению семьи.
В настоящее время формы семейных отношений и понимание семьи во многом изменилось. Сегодня в психологии семья рассматривается как система взаимоотношений людей, которые принадлежат к разным поколениям и берут на себя заботы и ответственность за воспитание детей. В современном обществе семейные отношения всё чаще строятся на принципах сотрудничества. Супруги совместно обсуждают важные вопросы и уделяют больше внимания потребностям, интересам и правам детей.
Образовательное партнёрство во многом определяется соконструктивной позицией взрослых и связанным с этой позицией уважительным отношением к ребёнку, в результате чего взрослые и дети общаются как партнёры и в равной мере участвуют в организации образовательных и воспитательных процессов.
Формы работы для просвещения родителей очень разнообразны. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет работу учителя-логопеда сделать более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством электронной почты. Учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания и очные индивидуальные консультации. Кроме того логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19g.statya.sovremennaya_semya.docx | 27.48 КБ |
19g.sertif._publikatsii.pdf | 481.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современная семья и ландшафтное проектирование
совместной деятельности родителей и детей в логопедической группе»
Запивалова Светлана Сергеевна
Учитель - логопед МБДОУ № 87
Г. Казань
Ещё несколько десятилетий назад с понятием «семья» ассоциировалась небольшая общность, традиционно состоявшая из матери, отца и одного или нескольких детей, в которой обязанности родителей были чётко разделены. Мать, как правило, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Отец уделял преимущественное внимание финансовому обеспечению семьи.
В настоящее время формы семейных отношений и понимание семьи во многом изменилось. Сегодня в психологии семья рассматривается как система взаимоотношений людей, которые принадлежат к разным поколениям и берут на себя заботы и ответственность за воспитание детей. В современном обществе семейные отношения всё чаще строятся на принципах сотрудничества. Супруги совместно обсуждают важные вопросы и уделяют больше внимания потребностям, интересам и правам детей.
Изменившаяся современная семья ориентирует педагогов на поиск новых форм взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Важно представить по-настоящему интересный и полезный материал в разнообразных организационных формах.
В дошкольных учреждениях, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, привлечение родителей к образовательно-воспитательному процессу оказывает решающее влияние на синхронное выравнивание речевого и психофизического развития. Процессы образования и развития ребёнка получают поддержку благодаря объединению и согласованию усилий всех участников этих процессов, то есть благодаря осуществлению образовательного партнёрства. Обе стороны этого партнёрства – семья и дошкольная образовательная организация – создают ландшафтное проектирование совместной деятельности родителей и детей в логопедической группе и берут на себя ответственность и совместно создают благоприятные условия для учения ребёнка.
Образовательное партнёрство во многом определяется соконструктивной позицией взрослых и связанным с этой позицией уважительным отношением к ребёнку, в результате чего взрослые и дети общаются как партнёры и в равной мере участвуют в организации образовательных и воспитательных процессов.
Образовательное партнёрство помогает родителям понять, что образовательный процесс носит комплексный характер и ориентирован на ребёнка. Кроме того, им предоставляются широкие возможности для развития своей педагогической компетентности благодаря тесным контактам с учителем-логопедом.
Формы работы для просвещения родителей очень разнообразны. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет работу учителя-логопеда сделать более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством электронной почты. Учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания и очные индивидуальные консультации. Кроме того логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы.
Эффективной формой просвещения родителей считаются тренинг.
Слово «тренинг» пришло к нам из английского языка, где оно означало «воспитывать, обучать». Тренинг – это особая форма обучения, которая направлена на развитие необходимых навыков. На тренингах родителям, имеющих детей с речевой патологией, дают информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей. С какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. С помощью тренингов родителей учат, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.
Так же можно использовать различные игровые практикумы с использованием нестандартного оборудования.
Игровой практикум «Простые прищепки».
В качестве нестандартного оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук мы выбрали предметы, которые окружают ребёнка в быту – это прищепки. Они есть в каждом доме, их легко найти в продаже. Прищепки позволяют развивать не только мелкую моторику, но закреплять навыки различения цветов и размеров, формировать начальные математические представления (количество прищепок на цветке, на ёлке и т.д.). Они относительно безопасны для манипуляций.
Большинство игр сопровождаются стихотворениями, в некоторых из них используется нерифмованный текст - это диалоги малышей, команды педагога, родителя или водящего. Игры с прищепками не только развивают тонкие движения пальцев рук, но и дают огромный толчок к познавательной и творческой активности детей. Способствуют положительному эмоциональному настрою, повышают общий тонус, расширяют словарный запас, приучают руку к осознанным, точным и целенаправленным движениям.
Игровой практикум «Игры на развитие правильного речевого дыхания».
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха. Цель дыхательных упражнений – научить быстро и бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Действия многих сказок происходит в лесу, их герои - говорящие животные, например лиса, волк, медведь, заяц. Мы с родителями организовываем субботние походы в парк или зоопарк, читаем там сказки или рассказы о животных, затем обсуждаем их. Каждому ребёнку дома предлагаем сочинить свою сказку, а родителям сделать аудиоспектакль по сюжету сказки, придумать необычное звуковое сопровождение различных сцен и сделать аудиозапись с помощью имеющихся технических средств.
В процессе создания аудиоспектакля взрослые и ребёнок должны согласовывать свои действия, уважительно относиться к мнениям друг друга. При совместной работе важно придерживаться культуры ведения дискуссии что, с одной стороны, гарантирует внимательное отношение к предложениям каждого члена семьи, а с другой стороны – позволяет согласовывать различные точки зрения.
Телевизоры, фотоаппараты и видеокамеры, телефоны – все эти медийные средства, ставшие неотъемлемой частью современной жизни, хорошо знакомы детям и активно ими используются. Дети охотно делают сюжетом игры приключения любимых персонажей мультипликационных фильмов или телепередач. Эти герои привлекают внимание детей, так как обладают теми качествами или способностями, которыми хотели бы обладать сами дети. Зная и учитывая эти особенности детей, мы сочиняем различные истории по лексическим темам и иллюстрируем их собственными рисунками, которые затем фотографируем. Родители помогают набрать подписи на компьютере и соединить их с фотографиями. Обсуждая с родителями придуманные рассказы, ребёнок расширяет свой словарный запас и развивает способность понимать текст на слух.
В процессе использования того или иного медийного средства ребёнок лучше узнаёт его функции и особенности. С этой целью мы предлагаем родителям совместно с ребёнком создать какой-либо медийный продукт, например видеофильм, рекламный ролик или мультипликационный фильм. Съёмку не обязательно проводить видеокамерой – многие модели современных смартфонов позволяют делать качественную видеозапись. Объясняем, как нужно провести предварительную работу, для которой потребуется только бумага и карандаш.
Для начала нужно определить, о чём будет фильм: «Что станет темой фильма? Что мы хотим в нём сказать? В каком жанре мы будем снимать фильм?» При этом у родителей появляется возможность поговорить с ребёнком, закрепить практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развития навыков связной речи и правильного произношения.
Родители и ребёнок могут прийти к решению снять документальную хронику о своей семье. Фильм можно будет использовать при изучении лексической темы: «Семья» и предоставит возможность поразмышлять о жизни в данной семье, позволит ближе познакомиться с каждым её членом. Поэтому родители и ребёнок должны обдумать, какая информация о них будет содержаться в фильме. Можно снять историю о том, как взрослый и ребёнок выполняют домашнее задание или какую-нибудь «Звуковую историю». Все идеи, высказывания в ходе обсуждения, записываются, и на их основе разрабатывается сценарий. Целесообразно разделить его на сцены и пронумеровать их по порядку. К этим сценам ребёнок может сделать рисунки, демонстрирующие то, что должно быть видно в кадре.
После завершения работы над сценарием можно переходить к процессу съёмки. Ребёнок и родители сменяют друг друга, то становятся операторами, то действуя в кадре. Предварительно члены семьи совместно обсуждают технические вопросы.
Следующий этап – монтаж фильма: выбор нужных сцен, снабжение их закадровым комментарием или титрами, наложения музыкального сопровождения. Затем семейная киногруппа просматривает весь этот материал и определяет, нужно ли переснять какие-либо фрагменты.
Работа над фильмом завершается созданием заставки с его названием и финальных титров. Теперь мы можем подумать о том, как организовать премьеру.
В процессе планирования съёмок и анализа фильма происходит речевое развитие ребёнка. Он формулирует свои идеи, участвует в обсуждении предложений других членов семьи, расширяя при этом свой словарный запас. Так, ребёнок узнаёт, что такое сценарий и для чего он нужен, или понимает, что выражение «резать фильм» употребляется в переносном значении.
Радиопередачи для родителей являются частью образовательного проектирования. Мы стараемся проводить их ежемесячно по 10 – 15 минут с повторами в утренние и вечерние часы, когда родители приводят и забирают детей.
Привлечь внимание и создать особый настрой на восприятие материалов поможет музыка, на её фоне звучат советы, рекомендации, очень краткие новости и объявления.
Проектирование необходимо, для того чтобы наглядно представить цель и ясно увидеть конечный результат. Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко спроектировано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребёнка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Доверчивый ёжик" Конспект познавательной интегрированной совместной деятельности педагога и детей старшей логопедической группы на тему ОБЖ.
Этот материал воспитывает у детей уважение к труду пожарных, в игровой форме формирует элементарные знания о пожарной безопасности,о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, а при нео...
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет
В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...
" Я люблю тебя навсегда, окружающая среда" Конспект познавательной интегрированной совместной деятельности педагога и детей подготовительной логопедической группы.
Занятие проводится в музыкальном зале.Чтение стих-я "В медведя выстрелил лесник...".Сценки на экологическую тему: "Дуб и Береза", "Елочка", "Лягушата".Песня "Не обижайте муравья".Игра "Угадай животное...
Сотрудничество учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.
Речь идет об использовании разнообразных методов совместной творческой деятельности педагогов, родителей и воспитанников логопедической группы, которую посещают дети с общим недоразвитием речи (II уро...
Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »
Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...
Конкурс "Осенняя ярмарка" для родителей и детей подготовительной логопедической группы.
Конкурс «Осенняя ярмарка»Цель: Развитие положительного эмоционального общения в семье.Задачи: Развитие мелкой моторики рук. Развития творчества, воображения, усидчивости.[[{"type":"media","view_mode":...
Конспект образовательной деятельности речевого развития детей разновозрастной логопедической группы с ТНР (4-6 лет)
Конспект образовательной деятельности речевого развития детей разновозрастной логопедической группы с ТНР (4-6 лет)...