Конспект ООД по развитию связной речи « В гости к Самовару Самоваровичу »
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Голова  Елена Николаевна

Конспект для воспитателей речевых групп с подробным ходом занятия по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 «Золотая рыбка» комбинированного вида

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«В ГОСТИ К САМОВАРУ САМОВАРОВИЧУ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЫ

СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА: Зудилина

          Елена Николаевна,

                                                        воспитатель

КУМЕРТАУ

2016

Цель: Развитие связной речи через обучение составлению описательного рассказа по опорной схеме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и материалах, из которых она сделана;
  •  закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда, столовые приборы;
  • закреплять умение составлять короткие описательные рассказы-загадки по опорной схеме;
  •  закреплять умение образовывать относительные прилагательные
  •  познакомить с понятиями одноразовая посуда, сервиз;
  •  объяснить значение поговорок «Вести себя, как слон в посудной лавке»,  «Вести себя, как слон в посудной лавке»?
  • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»
  •  ввести в речевую практику слова сервиз, сервировать
  •  совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение воспринимать окружающий мир посредством связной речи, тонкой и общей моторики, координации движений;
  • Продолжать развивать память, мышление, речь через игры и упражнения.
  • Развивать монологическую речь у детей, умение грамотно строить предложения
  • Способствовать формированию умения у детей делать выводы, умозаключения, устанавливать логические связи, отстаивать свою точку зрения;
  • Совершенствовать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, положительной установки на участие в занятии, инициативности.

Оборудование: Самовар, посуда для составления рассказов (кастрюля, блюдо, противень, сковорода, чайник заварочный, половник, чайная чашка, блюдце, самовар), мультимедийное оборудование, презентация, аудиозапись и атрибуты для физминутки, конфеты.

ХОД НОД:

(Дети с воспитателем входят и здороваются с гостями)

В: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Страну посуды. Надеюсь, что наше путешествие будет интересным, увлекательным и полезным.

Давайте соберемся в путешествие, настроимся на совместную работу, будем все внимательными и у нас всё получится обязательно!

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре                            удары кулачков

Мы посуду перемыли                         скользящие движения ладонями по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку         загибание пальцев, начиная

И большую поварешку.                      с большого пальца

Мы посуду перемыли                         встряхивание кистей рук

Мы посуду посушили                         скользящие движения ладонями вверх-вниз

И теперь она опять                              хлопки в ладоши.

Будет чистотой сиять!

В: Как вы думаете, ребята, кто главный в Стране посуды?  Отгадайте мою загадку.

Он пузатый великан

У него не нос, а кран,

От него исходит жар,

Кто же это?...

Дети: Самовар.

В: Правильно. Я вас с ним сейчас  познакомлю (педагог открывает самовар). Это Самовар Самоварович. Он очень умный, потому что много всего знает. У самовара собираются взрослые и дети, пьют чай и рассказывают ему свои истории. Ребята, самовар - это символ России и гостеприимства. Сегодня мы   с вами расскажем Самовару Самоваровичу свои рассказы про посуду, чтобы он послушал и убедился, что ребята много знают и умеют и готовы учиться в школе. В путешествие обычно отправляются по билетам.  У нас вместо билетов будут слова-признаки. Тот, кто назовет признак, проходит и садится на свое место. Что такое слова-признаки? Я попрошу вас назвать слова признаки о самоваре. Он вам нравится? Какой он?

Дети: Красивый, блестящий, веселый, нарядный, желтый, большой, горячий, важный

 (Дети садятся)

Презентация

В: А сейчас я предлагаю вам посмотреть и вспомнить какая бывает посуда. 

(Слайд 1 – разные предметы посуды)

В: Ребята, посуда бывает разная.

В: Какую посуду мы называем кухонной? 

(Слайд 2 – предметы кухонной посуды)

Дети: Кухонной посудой мы пользуемся на кухне, т.е. варим, жарим, печём в ней. Это сковорода, кастрюля, чайник, противень для выпечки, жаровня, половник, кухонный нож.

В: Правильно. А что такое столовая посуда?

(Слайд 3 – предметы столовой посуды)

Дети: Столовой посудой мы пользуемся во время обеда. Это супница, глубокие тарелки, мелкие тарелки, соусник, селёдочница, салатник.

В: Молодцы. А как называется посуда, из которой мы пьем чай?

(Слайд 4 – предметы чайной посуды)

Дети: Чайная посуда - чайные чашки, чайник, блюдца, молочник, сахарница, конфетница. Мы ею пользуемся когда, пьём чай.

В: Правильно. Самовар Самоварович приготовил для нас задание – нужно разложить посуду по шкафчикам.

(Интерактивная игра «Разложи посуду»)

(Слайд 5 – одноразовая посуда)

В: Ребята, а как называется эта посуда? Почему? Чем она отличается от обычной посуды? Из чего она сделана? Где ее можно использовать? А можем ли мы поставить ее на стол, когда пришли гости? Почему?

Дети отвечают

(Слайд 6 – сервиз)

В: Ребята, Самовар Самоварович просит вас ответить, если вы знаете, что такое сервиз?

Варианты ответов детей: набор, чайный, столовый, одинаковая посуда

В: Ребята, сервиз – это полный набор чайной, столовой или кофейной посуды, где все предметы связаны между собой единым рисунком и назначением.

(д/и «Что из чего» с мячом)

В: Ребята, давайте поиграем в игру, которая поможет нам уточнить из какого материала бывает посуда. Я бросаю мяч, называю предмет посуды и материал, из которого он сделан, например, кувшин из глины, а вы бросаете мяч мне обратно в руки и называете слово-признак – глиняный кувшин

Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательное: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница

Стакан из стекла - …      (стеклянный стакан)    

Ваза из хрусталя - …       (хрустальная ваза)

Ложка из дерева -   …      (деревянная ложка)

Нож из стали -       …       (стальной нож)    

Вилка из металла -   …       (металлическая вилка)      

Чашка из фарфора –   …     (фарфоровая чашка)

Сковорода из чугуна - … (чугунная сковорода)

В: Молодцы. Скажите, как называют предметы посуды, которые вы видите на картинке?

(Слайд 7 – столовые приборы)

Дети: Это столовые приборы. Столовые ложки, чайные ложки, вилки, ножи.

В: Правильно. Для чего они нужны?

Д: Без них невозможно принимать пищу.

В: Следующее задание от Самовара Самоваровича – «Закончи предложение»

(д/и «Закончи предложение»)

В: Подумайте и ответьте полным предложением: что может произойти если

Если к обеду не раздать ложки, то …

Если суп налить в мелкую тарелку, то …

Если к обеду вместо столовой посуды подать кухонную, то …

Если после еды посуду не вымыть, то …

Если фарфоровое блюдце упадет на пол, то …

В: Молодцы, справились и с этим заданием.

(Слайд 8 -  д/и «В чем подают»)

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница и др. и с помощью интонации выделяет суффикс –ниц, подчеркивая, что так образуется новое слово.

(слайды - хлеб, хлебница, конфеты-конфетница, салат- салатница, сухари-сухарница, сахар-сахарница, селёдка-селедочница, суп-супница, перец-перечница)

В: Следующие задание – нужно определить какой предмет посуды лишний и объяснить почему

(Игра «Четвертый лишний»)

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

В: Молодцы! Ребята, Самовар Самоварович заскучал. Давайте потанцуем для него.

Динамическая пауза (танец «Пых-пых самовар»)

Дети с воспитателем  встают в круг, самовар в центре

В: А сейчас я предлагаю вам ребята посетить магазин посуды. А продавцом в этом магазине буду я.

В: Проходите, проходите!

Магазин наш посетите.

Здесь посуду вы найдете

И пустыми не уйдете!

Выбирайте поскорее,

Покупайте веселее!

Чтобы получить понравившийся предмет, деньги платить не надо, нужно составить про него рассказ – загадку. А поможет вам схема - подсказка.

(Слайд 9 – опорная схема)

- называть предмет не надо, пусть ребята сами догадаются, о каком предмете    идет речь.

- вид предмета посуды

- цвет

- размер

- материал

- детали

- как используют

Игру начинает воспитатель (дает образец рассказа)

Это чайная посуда. Она синяя с белыми горошками, маленькая, фарфоровая. У неё есть стенки, донышко, ручка. Из нее можно пить чай. Что это?

Дети: чайная чашка.

В: Правильно. Кто желает купить у меня посуду и составить рассказ?

(Рассказы 4-5 детей)

В: Ребята, рассказы получились замечательные и нашему гостю они понравились. Наша игра называлась «Магазин посуды», а раньше такой магазин называли посудной лавкой. Я хочу у вас спросить приходилось ли вам слышать поговорку «Вести себя, как слон в посудной лавке»? Попробуйте объяснить его значение.

Варианты ответов детей

В: А что значит когда говорят «Блестеть, как начищенный самовар?»

(Педагог объясняет детям значение поговорок)

  Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

Чайник – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

Сахарница - кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

Кастрюля - закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

Чашка - пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

Игра «Разложи посуду»

В: Ребята, Самовар Самоварович дал нам еще одно задание – разложить посуду из магазина. Для этого вам надо разделиться на четыре команды

1 команда - выбирает предметы чайной посуды.

2 команда – выбирает столовую посуду

3 команда - расставляет кухонную посуду.

4 команда – выбирает одноразовую посуду

После этого проверяется правильность выполнения задания.

В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы выполнили все задания Самовара Самоваровича и рассказали свои рассказы.

О чем мы сегодня говорили ?

Чей рассказ понравился больше? Почему?

 Что нового вы узнали?

Что было трудно?  

В: Я благодарю всех ребят за хорошие ответы и активное участие. Самовар Самоварович очень рад, что в детском саду «Золотая рыбка» такие умные и воспитанные ребята. Он приготовил для вас угощение и ждет новой встречи с нами. Попрощайтесь с нашими гостями, занятие окончено. Спасибо.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии дошкольников с нарушениями речи  – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Координация речи с движением «Посуда» (автор Н.В. Нищева).

 Вот  большой пузатый чайник.

 Дети ставят одну руку на пояс, вторую вытягивают вперёд - это « носик ».

 Очень важный он начальник.

 Вот фарфоровые чашки-

 Приседают, поставив одну руку на пояс.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца-

Кружатся, вытянув руки в стороны.

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки-

Смыкают руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пласстмассовый поднос

Делают круг

Он посуду нам принес!

Попробуйте подобрать рифму к словам в стихотворении и вы догадаетесь куда мы отравляемся. Рифма и загадка для ума зарядка!

Чашки, ложки, чайник и блюдо –

Имя их общее - это …(посуда)

Суп нам варит в ней бабуля,

На столе стоит …(кастрюля),

Котлеты с корочкой всегда поджарит нам …(сковорода),

Суп и кашу нам немножко

Прямо в рот доставит…(ложка),

Чтоб в работе был хорош,

Наточили остро …(нож),

Очень часто они бьются

Наши маленькие …(блюдца),

Открывай холодный кран,

Наливай воды в…(стакан),

Неужели я один

Выпил сока весь…(кувшин),

Помогать всегда я буду

Нашей маме мыть …(посуду)!

В: Самовар Самоварович приготовил для ребят задания. Он  хочет проверить насколько вы внимательны. У вас на столах стоит посуда. Слушайте внимательно что я буду говорить и раскладывайте предметы точно так как я скажу. Например, поставьте бокальчик на блюдце (под блюдце, ложку в бокальчик, между блюдцем и бокальчиком, справа от блюдца и т.п.)

(д/и «Будь внимательным»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

Конспект НОД по развитию связной речи в группе для детей с ОНР (второй год обучения) "В гостях у бабушки"

Занятие по обучению пересказыванию румынской сказки "Ромашка" детей с ОНР второго года обучения. Использованная литература: Арбекова Н.Е. "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет", Нищева Н.В. "Конспек...

Конспект занятия по развитию связной речи "В гостях у Незнайки

Конспект занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...