Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Беляева Элина Станиславовна

Тема занятия: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiyachaynaya_posuda.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

в  подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: Чайная посуда.

            В гостях у Ивана Иваныча Самовара.

        Цели занятия:

        I.   Коррекционно-образовательные:

-актуализация и активизация словаря по теме «Чайная посуда»;

-совершенствование грамматического строя речи:

-образование относительных прилагательных;

-согласование прилагательных и числительных с существительными

в роде, числе;

-употребление предлога «на»;

-совершенствование связной речи путем развития диалогической речи,

-составление загадки-описания;

        II.  Коррекционно-развивающие:

            - развитие мышления;

            - развитие целостного восприятия;

            - развитие произвольного внимания;

            - развитие общей и мелкой моторики;

            - предупреждение нарушений чтения и письма;

        III. Коррекционно-воспитательные:

           -  воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

      бережного отношения к предметам, сделанным людьми;

Оборудование:

Демонстрационный материал:

-  столик

        -  скатерть

        -  салфетки

        -  чайная посуда для сервировки: самовар, заварочный чайник,

           блюдца, чашки, чайные ложки, конфетница

        -  чайная посуда для игры «Из чего? Какая, какой, какое, какие?»:

           хрустальная конфетница, металлическая сахарница,

   фарфоровая чашка, керамический заварочный чайник,

   мельхиоровая ложка, деревянная кружка, фаянсовый молочник;

-  микрофон

-  магнитная доска

-  аудиозапись

-  книга Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»

Раздаточный материал:

-  плоскостные изображения блюдец (разрезные)

-  плоскостные изображения чайной посуды и «отбитые» части:

        чашка без ручки, ручка;

        заварочный чайник без носика, носик;

         блюдце без донышка, донышко;

        чайная ложка без черпачка, черпачок;

        кружка без стенки, стенка;

        сахарница без крышки, крышка;

-  пластиковые одноразовые стаканчики с водой

-  трубочки д/коктейля

-  салфетки

Ход занятия:

I. Оргмомент

-  Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из знакомого вам стихотворения (читаю отрывки из стихотворения Даниила Хармса

«Иван Иваныч Самовар»:

Иван Иваныч Самовар,

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар,

В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъяренный кипяток

Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран.

Самовар Иван Иваныч!

На столе Иван Иваныч!

Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,

Опоздавшим не дает,

Лежебокам не дает.

        -  Кто автор этого стихотворения? (Д. Хармс)

        -  Как называется это стихотворение? («Иван Иваныч Самовар»)

        -  О чем это стихотворение? (О том, как И.И. Самовар угощал всех чаем)

        -  Ребята, а какая посуда нужна для чаепития?

   ( Самовар, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница, конфетица,

    розетки д/варенья или мёда, тортовница, сухарница, молочник,

   заварочный чайник и др.)

-  Итак, как иначе называется эта посуда? (Чайная посуда)

-  Зачем люди собираются на чаепитие? (Для приятного общения

           в семейном или дружеском кругу)

-  Сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся в гости

   к Ивану Иванычу Самовару.

   (Дети под музыку проходят и занимают свои места).

II. Основная часть.

-  Ребята, Ивану Иванычу нужна наша помощь! Он ждет гостей

на чаепитие, а у него разбилась посуда. Давайте поможем её склеить!

  • Игра «Склей разбитые блюдца».

 - Перед каждым из вас лежат осколки. Из них нужно собрать

   блюдца.

 ( Дети собирают плоскостные разрезные круги – «блюдца»)

-  Ребята, что вы сделали для Ивана Иваныча?

  • Игра «Что без чего?»

(У каждого ребенка на столе плоскостное изображение предмета

чайной посуды с «отколотыми» частями:

                - заварочный чайник без носика,

- сахарница без крышки,

- блюдце без донышка,

- чайная ложка без черпачка,

- чашка без ручки,

- кружка без «стенки»,

                а на магнитной доске – «отколотые» части посуды).

                -  Ребята, у посуды откололись части. Нужно их приклеить.

Посмотрите, без какой части посуда у каждого из вас, найдите недостающую часть и скажите, что к чему вы приклеите.

           Образец ответа: - У меня чайник без носика.

                                      Я приклею носик к чайнику.

-  Молодцы, вы отлично справились с работой!

-  Кому вы помогли склеить посуду?

  • Игра «Из чего? Какой, какая, какое, какие?»

-  Ребята, подойдите, пожалуйста, к столику

(Дети подходят к столику, на котором стоят предметы

чайной посуды, изготовленные из различных материалов;

все предметы накрыты салфеткой).

- Ребята, вы уже знаете, что предметы чайной посуды

могут быть изготовлены из различных материалов. Напомните,

из каких?

( Из фарфора, стекла, фаянса, керамики, дерева, стали, серебра,

золота, мельхиора, пластмассы и др.)

 (Снимаю салфетку)

- Подскажите Ивану Иванычу, из каких материалов изготовлена

его посуда. Выберите любой предмет, скажите:

- как он называется?

- из чего сделан?                 

- какой он?

                (Слова - предметы, слова – признаки)

                

 Логопед: - У меня конфетница из хрусталя.

                        Это хрустальная конфетница.

 Дети:       - У меня сахарница из металла.

                         Это металлическая сахарница.

                        - У меня чашка из фарфора.

                        Это фарфоровая чашка.

                        - У меня заварочный чайник из керамики.

                       Это керамический заварочный чайник.

                       

                       - У меня чайная ложка из мельхиора.

                       Это мельхиоровая чайная ложка.  

                       - У меня молочник из фаянса.

                       Это фаянсовый молочник.

                       - У меня кружка из дерева.

                       Это деревянная кружка.

  • Логоритмическое упражнение «Посуда»

Хлопни, топни, покружись!        

          И в посуду превратись!                        

 Вот большой стеклянный        чайник-                

Очень важный,  как начальник!                        

Вот фарфоровые блюдца,                

Только стукнешь - разобьются!

Вот серебряные ложки -                

Голова на тонкой ножке!

Вот пластмассовый поднос                

Он посуду нам принес!                                                                                  

Хлопни, хлопни, покружись!                

И в ребяток превратись!                                 

  • Игра «Один – два – пять». (с микрофоном)

-  Ребята, а теперь давайте поможем Ивану Иванычу посчитать посуду.

Образец ответа:

          Логопед:  - 1 чайная ложка

                         1 чайная ложка – 2 чайные ложки – 5 чайных ложек

        (большая тортовница ,хрупкая чашка, расписной самовар, плетеная сухарница, круглое блюдце        )

        

        - (Дети садятся за столы).

        

  • Артикуляционные упражнения:

    - «Чашечка»

    - «Остудим горячий чай»

    - «Вкусное варенье»

    - «Самоварчики»

  • Дыхательное упражнение   «Кипит вода»

  - А теперь давайте изобразим, как закипает и бурлит вода в    

  самоваре или в чайнике.

  - Опустите трубочку д/коктейля в стаканчик и держите её

  правой рукой. Подуйте в трубочку, не раздувая щёк, так, как

  бурлит вода.

  • Игра «Накрываем стол к чаепитию».

        (Составление описательных загадок о предметах чайной посуды)

-  Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить разбившуюся посуду, вспомнили, из каких материалов её делают, посчитали посуду.

-  А теперь давайте поможем Ивану Иванычу накрыть стол к чаепитию.

-Что сначала нужно постелить на стол?  (Скатерть)

(Логопед накрывает стол скатертью и кладет салфетки)

-  Чего не хватает на нашем столе?  (Чайной посуды)

-  Прежде чем поставить на стол чайную посуду, я предлагаю вам придумать описательные загадки о предметах чайной посуды.

(Снимаю салфетку, под которой на отдельном столике находятся предметы чайной, кухонной и столовой посуды).

-  Напоминаю вам, что загадку вы должны придумать по следующему плану:

                - На что похож предмет?

                - Из каких частей состоит?

                - Как выглядит?

                - Из какого материала изготовлен?

                - Для чего нужен?        

        * (Один ребенок загадывает загадку, а другие дети отгадывают.

Ребенок, загадавший загадку, выбирает на столике  предмет-отгадку и ставит на стол, накрытый скатертью.)

* Загадки загадываются в следующем порядке:

        -  самовар

        - заварочный чайник

        - блюдца

        - чашки

        - чайные ложки

        - конфетница

-  Ребята, Ивану Иванычу очень понравилось, как вы сервировали

стол к чаепитию!  

        III. Заключительная часть.

        -  У кого в гостях мы побывали?

        -  Чем мы помогли Ивану Иванычу?

(склеили посуду; напомнили Ивану Иванычу, из каких материалов её изготавливают; посчитали посуду; загадали друг другу загадки; накрыли стол к чаепитию)

-  Иван Иванович очень благодарен вам, ребята, и приглашает вас на дружеское чаепитие  с вкусным угощением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»

    Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "В гостях у Мудрой Совы"

Цель Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Актуализация словаря по теме «Школа».Познавательные задачи1.Закрепить знания детей о звуковом и слоговом строении слова, у...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"

Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных гру...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет "Моя Родина - Россия"

Занятие направлено на формирование представлений о России как многонациональном государстве....