Развитие фонематических процессов
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Краева Надежда Викторовна

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskih_protsesov.pptx730.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематических процессов Автор - составитель: учитель -логопед Краева Н.В .

Слайд 2

Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 3

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

Слайд 4

Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

Слайд 5

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Слайд 6

Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове

Слайд 7

Звуковой анализ - операция мысленного разделения на составные элементы ( фонемы ) разных звукокомплексов - сочетаний звуков , слогов и слов

Слайд 8

Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове ; 2) выделение отдельных звуков; 3)выделение основных качественных характеристик звука

Слайд 9

Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова

Слайд 10

Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реаги рует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка

Слайд 11

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте

Слайд 12

Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха 2. Развитие речевого слуха 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Слайд 13

Развитие неречевого слуха З адания на распознание: - звучащих инструментов; - звучащих предметов; - действий предметов

Слайд 14

Развитие речевого слуха включает : различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем

Слайд 15

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза включает: -определение количества слогов в словах разной сложности; -выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; -выделение из слога гласного, затем согласного звука; -выделение первого и последнего звука в слове; -выделение слова с предложенным звуком из группы слов; -определение места, количества, последовательности звуков в слове; -творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками )

Слайд 16

Игровые приёмы для развития фонематического слуха : -п ерепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; - покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; - пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. - пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.); - игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.) - найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.); - игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...