Картотека упражнений на дыхание 1.
картотека по логопедии
Картотека упражнений на дыхание 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ЭТАП ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели. Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания. Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребёнок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лёжа, затем сидя и стоя. На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей. | 1 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ №1. Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребёнком зрительно (рис. 1). Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». В соответствии с инструкцией ребёнок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребёнка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой взрослым: качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывёт по мне. В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. «Качели – вверх, качели – вниз, Крепче, куколка, держись!» |
1 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ №2. Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на области диафрагмы. Работа диафрагмы воспринимается ребёнком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью). Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Бегемотики лежали Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). | 1 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ №3. Ребёнок, находящийся в положении сидя, кладёт ладонь на область диафрагмы (рис. 2). Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно. Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). |
1 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ №4. Ребёнок, находящийся в положении стоя, кладёт ладонь на область диафрагмы (рис. 3). Упражнение выполняется перед большим зеркалом. Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно». Это упражнение проводится также и с обнажённым торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает, не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя. Для того, чтобы дети при смене исходного положения не переходили к привычному верхнерёберному типу дыхания, их ладонь надо положить к себе (взрослому) на область диафрагмы и предложить «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания. | 2 ЭТАП РАЗВИТИЕ ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей. Этап состоит из трёх комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач. Примерная продолжительность этапа – 12 – 14 недель. Условия:
3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме. |
2 ЭТАП Первый комплекс упражнений Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук. В комплекс входит 6 упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя. Перед разучиванием нового упражнения повторяются ранее усвоенные. В первые дни упражнения выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель. | 2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» (это упражнение базовое для усвоения последующих дыхательных упражнений). Исходное положение: стоя перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем 2 раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух». Упражнение выполняется взрослым вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом (рис. 4). |
2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу взрослого (быстрое движение руки вверх). И. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Взрослый произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу - быстрому движению руки вверх. Текст 1.За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. Здравствуй, мишенька-дружок, Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу). Текст 2.Мышки водят хоровод, На диване дремлет кот. И мышиный хоровод Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу). «Кот понюхал нас! Ура! Разбегайтесь детвора!» Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то взрослый движение руки сопровождает словами: «нюх-нюх». | 2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис.5). И. п.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух? Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика. Сначала понюхаем воздух справа. (Показ взрослого.) Отдыхаем. (Возврат головы в и.п., выдох.) Затем нюхаем воздух слева. (Показ взрослого.) Отдыхаем. (Возврат головы в и.п., выдох.) Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать? Может, справа под кустом? Может слева за бревном? |
2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6). И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух. Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх. Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.) Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх. Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.) 2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу (рис. 8). И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.) Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем.» (Возврат в и.п., выдох.) Взрослый показывает упражнение целиком. | 2 ЭТАП Первый комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7). И. п.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем. (Возврат в и.п., выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем.» (Возврат в и.п., выдох.) Взрослый показывает упражнение целиком. |
2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9). И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: «нюх-нюх» - раз. Затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух.» Показ взрослым упражнения целиком. Схема: 1-й шаг – два «быстрых вдоха»; 2,3,4-й шаги – выдох. На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут. | 2 ЭТАП Второй комплекс упражнений Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки. В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут. Для регуляции темпа и ритма движений взрослый использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп. С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. 2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 12). И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Затем смотрим прямо и делаем 3 шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: 1-й шаг – поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2,3,4-й шаги – голова прямо, выдох. |
2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 11). И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: «нюх-нюх». Затем опускаем руку, делаем 3 шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: дети стоят друг за другом; на счёт «раз» - шаг с поворотом головы направо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»; на счёт «2», «3», «4» - возврат головы и руки в и.п., продолжение ходьбы в такт, свободный выдох; на счёт «раз» - шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху и два «быстрых вдоха»; на счёт «2», «3», «4» - возврат головы и руки в и.п., продолжение ходьбы в такт, свободный выдох. Далее все эти движения на 4 такта повторяются. | 2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и. п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10). И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Затем смотрим прямо, делаем подряд 3 шага и отдыхаем. А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево нюхаем воздух: «нюх-нюх». Опять смотрим прямо, делаем 3 шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: дети стоят друг за другом; на счёт «раз» - шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; на счёт «2», «3», «4» - возврат головы в и.п., ходьба в такт, свободный выдох; на счёт «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»; на счёт «2», «3», «4» - возврат головы в и.п., ходьба в такт, свободный выдох. Далее все эти движения на 4 такта повторяются. |
3 ЭТАП РАЗВИТИЕ ФОНАЦИОННОГО ВЫДОХА Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Этап включает 7 упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха. Примерная продолжительность этапа – 8 недель. | 3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э). Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем 2 вдоха: «нюх-нюх» и поём: «А-А-А…» (взрослый делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поёт звук А.) Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поёт красиво и дольше всех. Следите за моими руками». Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается. Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели. |
2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых происходит непроизвольный выдох. И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг наклоняем голову то к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Затем смотрим прямо и делаем 3 шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Опять смотрим прямо и делаем 3 шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: 1-й шаг – наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»; 2,3,4-й шаги – голова прямо, выдох. | 2 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в и.п. и следуют 3 шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух (рис. 14). И. п.: стоя в колонну по одному. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони. Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони. А теперь поворачиваем голову на лево, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони. Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: 1-й шаг – поворот головы направо (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони; 2, 3, 4-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони. |
2 ЭТАП Третий комплекс. Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объёма лёгких. Третий комплекс, состоящий из 3-х упражнений, заключается в использовании приёмов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки. Первые дни упражнения выполняются не более 4-х раз. Постепенно их количество увеличивается до 8 – 10 раз за одно занятие. Желательно повторение упражнений в течение дня. Длительность обучения третьему комплексу – примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней. | 2 ЭТАП Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис. 15). При максимальном сведении рук ребёнок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется 2 раза без паузы, далее руки возвращаются в и.п. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. Ритм и темп движений задаётся хлопками взрослого. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи. Верните руки в и.п. и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в и.п. Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкие», не напряжённые. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите». Показ взрослым упражнения целиком. «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счёт «раз» - быстро обняли плечи и вернули руки в и.п. на счёт «2» - снова быстро обняли плечи и вернули руки в и.п. Опускаем и отдыхаем на счёт «3», «4», «5». |
2 ЭТАП Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в и.п. и осуществляется непроизвольный выдох (рис.16). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. Ритм и темп движений задаётся хлопками или под счёт взрослого. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счёт «раз» - быстро обняли плечи и понюхали воздух. Вернули руки в и.п., но не опускаем их. На счёт «2» - быстро обняли плечи и понюхали воздух. Опускаем руки и отдыхаем на счёт «3», «4», «5»». Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох, и.п. (руки остаются на уровне плеч); «2» - обхват плеч, «быстрый вдох, и.п. «3», «4», «5» - руки опускаются, выдох. | 2 ЭТАП Третий комплекс УПРАЖНЕНИЕ № 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шин) (рис. 17). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»). Ритм и темп движений задаётся хлопками или под счёт взрослого. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперёд – «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Ещё наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять». Показ взрослым упражнения целиком. Схема: «раз» - наклон вперёд, «быстрый вдох, слегка выпрямиться; «2» - наклон вперёд, «быстрый вдох; «3», «4», «5» - и.п., выдох. |
3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот). И.п.: произвольное. Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух) Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку». При затруднениях выполнять упражнение перед зеркалом. В течение занятия упражнение повторяется 3-4 раза, с паузой между ними. Упражнению обучают неделю. предыдущее упражнение больше не выполняется. | 3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в и.п. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнём и поднимем руки вверх. Затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. Показ взрослым упражнения. А теперь давайте споём вместе». Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели. |
3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция 1: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз. Послушайте, как это у меня получится. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поёт звук У.) А теперь вместе погудим, как большой паровоз». Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз. Послушайте, как я это сделаю. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, тихо поёт звук У.) А теперь вместе погудим, как маленький паровоз». Упражнение повторяется 2-3 раз в день на протяжении недели. | 3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как это у меня получится. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поёт звук И.) А теперь вместе порычим, как большой медведь». Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поёт звук И.) А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок». Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом. Упражнение повторяется 2-3 раз в день на протяжении недели. |
3 ЭТАП УПРАЖНЕНИЕ № 6. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией. Длительность пения не фиксируется. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч. Инструкция : «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ.) А теперь поём вместе. Давайте попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?) Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы. Упражнение выполняется 3-4 раз в день на протяжении двух недель. | |
4 ЭТАП РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Цель: развитие собственного речевого дыхания. Данный этап является базовым. Он тесно сопряжён с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из 2-х, а далее из 3-4-х слов, короткие стихотворные тексты. На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается. Каждое упражнение длится не более 5 минут и повторяется 3-4 раза в день. Примерная продолжительность этапа 5 недель. | 4 ЭТАП Первый комплекс Упражнения выполняются в течение недели и заключаются в пропевании различных слогов. УПРАЖНЕНИЕ №1-2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.
И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА».) А теперь произносим вместе». |
4 ЭТАП Второй комплекс Выполняется в течение 2-х недель. УПРАЖНЕНИЕ №1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А».) А теперь произносим вместе». В течение занятия каждое слово пропевается 4-5 раз. | |
4 ЭТАП Третий комплекс. Комплекс выполняется в течение недели. УПРАЖНЕНИЕ №1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2-х слов. Используются фразы, включающие двусложные и трёхсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», « ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы произнесём одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как это сделаю я. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, нараспев произносит фразу, например, «МА-А - МА-А МЫ-Ы – ЛА-А».) А теперь произносим вместе». | 4 ЭТАП Второй комплекс УПРАЖНЕНИЕ №2 Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трёхсложного слова (по слогам). Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д. И.п.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слово.) А теперь произносим вместе». В течение занятия каждое слово пропевается 4-5 раз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-146706-1426603978.jpg)
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611355-1426954654.jpg)
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Картотека упражнений на дыхание
Дыхательные упрнения необходимо выполнять для укрепления иммунитета, развития мышц гортани и носоглотки, повышения уровня кислорода в крови и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1047224-1635077861.jpg)
Картотека упражнений на дыхание 2023г
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/25/picture-1510444-1708863374.png)
Картотека "Упражнения на дыхание""
В арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений, в том числе и дыхательной гимнастики, которая направлена на общее укрепление и оздоровление о...