Особенности развития речи детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Представлены особенности развития речи детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Маликова Н.В., МБДОУ города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Действительно, развитие речи – процесс долгий, сложный, творческий. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе - это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Речь  детей с ОВЗ с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие дефектов произношения у детей с ОВЗ оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка.

Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой.                                                  

Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития  у детей с ОВЗ и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Следующая особенность устной речи  детей с ОВЗ заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений.

Недостаточность словарного запаса  легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден. Сложными для них являются обобщающие понятия. Неумение обобщить предметы по основному признаку. Но еще более сложны  слова, имеющие абстрактные значения. Такие слова употребляются ими крайне редко. Одной из особенностей словаря детей с ОВЗ является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Часто  ребенок, называя объект, не может узнать его среди других предметов или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.

Говоря об ограниченности словаря  детей с ОВЗ, следует отметить неупотребление слов - действий, слов, характеризующих свойства и качества предметов, а также наречий и предлогов. В результате употребления одной и той же группы слов их речь становится неточной, однообразной. Хотя в состав пассивного словаря входят все части речи, сохраненные в памяти детей с ОВЗ, активный словарь намного беднее. Они могут понимать значение слова, но никогда не употреблять его по собственной инициативе. В процессе обучения запас слов детей значительно увеличивается. Однако происходит накопление в большей степени пассивного словаря, а переход слов в активный словарь происходит очень медленно. Бедность словарного запаса мешает детям с ОВЗ адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи. Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями детей, с такими важными проблемами, как понимание изучаемого материала, усвоение его, а также развитие мышления.

Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ОВЗ  имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения.  Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи  детей  с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности,  усвоению программы, помогает более полной их социализации.      

Логопедическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы – максимальное развитие речевой функции каждого ребенка с опорой на его возможности и способности.

Коррекционная работа, проводящаяся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, строится на индивидуальном подходе к ребенку.

Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка.

В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка. При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации и желания заниматься; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.

В силу своих специфических особенностей, которые отличают детей с ОВЗ от детей с нормальным уровнем развития, эти дети испытывают многочисленные трудности в процессе обучения. 

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов работы является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения коррекционно-развивающих целей.

  1. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми. 
  2. Методы расслабления  - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения и в области кистей  рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
  3. Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности. В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но  со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную жизнь.

Библиографический список.

  1. Ребенок с отклонениями в развитии./ Е. М. Мастюкова. - М., 2002.
  2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013 г.
  3. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации. / Н.В. Кучмезова , И.А. Лигостаева.  – Изд-во «Сфера», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...