Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

    Хлынцева Валентина Владимировна

    Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

    Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

    Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач, например по совершенствованию грамматической стороны речи у  детей.

    Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления" (Л.С. Выготский).

    Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
    формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
    Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия. Вот почему сегодня педагоги и специалисты проводят диагностику.

    Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
    - Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
    - определение уровня сформированности учебных навыков;
    - определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

    Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
    Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

    При проведении диагностического обследования важно придерживаться изречению:

    . Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ.

    Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

    - развивающая речевая среда;

    - формирование словаря;

    - звуковая культура речи;
    - грамматический строй речи;

    - связная речь.

    Разработала воспитатель  Арефьева Ю.А.

     

    Программные задачи развития речи:

    - содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

    - расширять и активизировать словарь;

    - добиваться чистого произношения  всех звуков родного языка;

    - учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

    - продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

     

    Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи и художественной литературе отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 72.

    Длительность одного занятия до 25 минут.

    Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

     

    Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

    • планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;
    • отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
    • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
    • создании предметно – развивающей среды в группе;
    • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
    • определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

     

      Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
    Цель:

    - развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми.

     - совершенствовать диалогическую форму речи;

    Задачи:

    - развитие свободного общения со взрослыми;

     - совершенствовать диалогическую форму речи;

      -развивать монологическую форму речи;

        - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

         - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями.

     - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

     

    План профессионального самообразования воспитателя.

    Тема: «Развитие связной речи детей в нерегламентированной деятельности» (старший возраст)

     

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

     

    Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

     

    - Развитие связной речи в игровой деятельности.

     

    - Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.

     

    - Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

    Месяц        Тема          Содержание работы Практический выход

    Сентябрь            Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.    Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Октябрь-Ноябрь        Дидактические и словесные игры.          Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.       Дидактические игры по развитию речи «Варим суп».

    Декабрь-Январь         Работа по составлению (придумывание) загадок.    Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.   Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

    Март-Апрель    Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.    Практический показ. (театральная неделя)

    Сентябрь - Май          Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.          Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

    Особенности развития речи детей старшего возраста

    Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

    Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

    Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач, например по совершенствованию грамматической стороны речи у  детей.

    Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления" (Л.С. Выготский).

    Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
    формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
    Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия. Вот почему сегодня педагоги и специалисты проводят диагностику.

    Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
    - Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
    - определение уровня сформированности учебных навыков;
    - определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

    Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
    Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

    При проведении диагностического обследования важно придерживаться изречению:

    . Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ.

    Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

    - развивающая речевая среда;

    - формирование словаря;

    - звуковая культура речи;
    - грамматический строй речи;

    - связная речь.

    Разработала воспитатель  Арефьева Ю.А.

    Программные задачи развития речи:

    - содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

    - расширять и активизировать словарь;

    - добиваться чистого произношения  всех звуков родного языка;

    - учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

    - продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

     

    Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи и художественной литературе отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 72.

    Длительность одного занятия до 25 минут.

    Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

    Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

    • планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;
    • отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
    • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
    • создании предметно – развивающей среды в группе;
    • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
    • определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

      Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
    Цель:

    - развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми.

     - совершенствовать диалогическую форму речи;

    Задачи:

    - развитие свободного общения со взрослыми;

     - совершенствовать диалогическую форму речи;

      -развивать монологическую форму речи;

        - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

         - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями.

     - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

    План профессионального самообразования воспитателя.

    Тема: «Развитие связной речи детей в нерегламентированной деятельности» (старший возраст)

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

    - Развитие связной речи в игровой деятельности.

    - Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.

    - Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

    Месяц         Тема         Содержание работы         Практический выход

    Сентябрь                   Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.         Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Октябрь-Ноябрь         Дидактические и словесные игры.         Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.         Дидактические игры по развитию речи «Варим суп».

    Декабрь-Январь         Работа по составлению (придумывание) загадок.         Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.         Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

    Март-Апрель         Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)         Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.         Практический показ. (театральная неделя)

    Сентябрь - Май         Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.         Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.         Презентация

    Рекомендуемая литература:

    1. Программа «Истоки». – М: Просвещение, 2003.
    2. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез, 1999.
    3. Арушанова А.Г., Истоки диалога. – М: Мозаика-Синтез, 1998.
    4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М: Мозаика-Синтез, 2005.
    5. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
    6. Ушакова О.С. и Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

    Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в м...

    ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

    Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

    Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

    1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

    Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»

    Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»Автор: Сафарова Нарындж Асифовна воспитатель ГБДОУ детский сад № 42 Приморского района Санкт -Петербурга Це...

    Методическая разработка по развитию речи в Подготовительной группе «Путешествие в город вежливости»

    Методическая разработка по развитию речи  вПодготовительной  группе«Путешествие в город вежливости»...

    Методическая разработка по развитию речи в младшей группе.Педагогический проект "В гостях у сказки".

    Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую деятельность....