Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Хлынцева Валентина Владимировна

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач, например по совершенствованию грамматической стороны речи у  детей.

Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления" (Л.С. Выготский).

Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия. Вот почему сегодня педагоги и специалисты проводят диагностику.

Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

При проведении диагностического обследования важно придерживаться изречению:

. Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ.

Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;

- связная речь.

Разработала воспитатель  Арефьева Ю.А.

 

Программные задачи развития речи:

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- добиваться чистого произношения  всех звуков родного языка;

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

 

Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи и художественной литературе отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 72.

Длительность одного занятия до 25 минут.

Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

 

Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

  • планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно – развивающей среды в группе;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

 

  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Цель:

- развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми.

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

  -развивать монологическую форму речи;

    - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

     - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями.

 - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 

План профессионального самообразования воспитателя.

Тема: «Развитие связной речи детей в нерегламентированной деятельности» (старший возраст)

 

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 

Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

 

- Развитие связной речи в игровой деятельности.

 

- Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.

 

- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Месяц        Тема          Содержание работы Практический выход

Сентябрь            Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.    Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-Ноябрь        Дидактические и словесные игры.          Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.       Дидактические игры по развитию речи «Варим суп».

Декабрь-Январь         Работа по составлению (придумывание) загадок.    Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.   Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Март-Апрель    Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.    Практический показ. (театральная неделя)

Сентябрь - Май          Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.          Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач, например по совершенствованию грамматической стороны речи у  детей.

Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления" (Л.С. Выготский).

Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия. Вот почему сегодня педагоги и специалисты проводят диагностику.

Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

При проведении диагностического обследования важно придерживаться изречению:

. Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ.

Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;

- связная речь.

Разработала воспитатель  Арефьева Ю.А.

Программные задачи развития речи:

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- добиваться чистого произношения  всех звуков родного языка;

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

 

Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи и художественной литературе отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 72.

Длительность одного занятия до 25 минут.

Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

  • планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно – развивающей среды в группе;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Цель:

- развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми.

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

 - совершенствовать диалогическую форму речи;

  -развивать монологическую форму речи;

    - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; 

     - учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями.

 - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План профессионального самообразования воспитателя.

Тема: «Развитие связной речи детей в нерегламентированной деятельности» (старший возраст)

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- Развитие связной речи в игровой деятельности.

- Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.

- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Месяц         Тема         Содержание работы         Практический выход

Сентябрь                   Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.         Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-Ноябрь         Дидактические и словесные игры.         Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.         Дидактические игры по развитию речи «Варим суп».

Декабрь-Январь         Работа по составлению (придумывание) загадок.         Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.         Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Март-Апрель         Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)         Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.         Практический показ. (театральная неделя)

Сентябрь - Май         Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.         Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.         Презентация

Рекомендуемая литература:

  1. Программа «Истоки». – М: Просвещение, 2003.
  2. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Арушанова А.Г., Истоки диалога. – М: Мозаика-Синтез, 1998.
  4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
  6. Ушакова О.С. и Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.