Комплекс дыхательных упражнений
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация разработана для родителей и педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyh.gimnastika.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «О дыхании».

▪ Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

▪ Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

▪ Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
 во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Внимание!

▪ Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

▪ Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.

▪ Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

▪ Выдох должен быть длительным, плавным.

▪ Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

▪ Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

▪ После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

▪ Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

С уважением учитель – логопед Борисова Наталья Валерьевна

МДОУ «Детский сад № 50»

                                   

                       

Памятка для родителей

Комплекс дыхательных упражнений

2021

«Дудочка»

Ребенку предлагается

поиграть на дудочке

 или подуть в свисток

 с разной силой, для

 получения звучания

 разной силы.

 «Загони мяч»

Вытяни губы

 трубочкой и с

силой дуй на

ватный шарик

на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

 

«Фокус»

1. Сделай «чашку»

(боковые края языка

 прижми к верхней

губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

 

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд

 трубочкой  и  длительно 

дуть  на ватный шарик,

 зафиксированный на ниточке.

 «Сдуй снежинку»

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрался мы в кружок,
Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

 «Вертушка»

Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!

 

«Кораблик»

По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

 «Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать

мыльные пузыри.

 

«Бабочка» 

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

 «Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

 «Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе,

 повороты туловища в стороны,

 влево поворот — вдох, вправо —

 выдох.

Боком-боком, боком-боком.  

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений....

Комплексы дыхательных упражнений

Дыхательные упражненияВыработка дифференцированного дыхания...

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа младший дошкольный возраст...

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа

Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа старший дошкольный возраст...

комплекс дыхательных упражнений

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение д/сад №47   КАРТОТЕКАДыхательные упражнения  для детей младшего возраста Группа №3...

Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...