Логопедическое пособие
статья по логопедии

Филатова Антонина Владимировна

Описание дидактического пособия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактическое пособие16.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Филатова Антонина Владимировна,

         учитель-логопед СП ДС «Солнышко»

ГБОУ СОШ села Малая Малышевка

Логопедическое дидактическое пособие

 «Пять «сестриц» в одном доме живут»

    Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р.Е. Левина)

    Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Поэтому для активизации речевого развития детей используются игры, которые направлены на решение разных речевых задач.

    Основные задачи – это формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение. 

    Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

     Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), я заметила, что у детей возникают трудности в некоторых речевых играх. Эти трудности связаны не только с речевыми нарушениями. Иногда детям бывает просто не интересно играть с карточками.

     Так возникла идея создать дидактическое пособие для того, чтобы заинтересовать детей и решить ряд некоторых речевых задач.

Выбор игр для пособия:

    - игры, в которых дети больше всего затрудняются;

    - с обычными карточками играть не интересно.

Полагаясь на мнение детей, выбор пал не следующие дидактические игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Назови ласково».

3. «Один – много».

4. «Животные и их детеныши» (домашние животные).

5. «Животные и их детеныши» (дикие животные).

     Возникла мысль заменить слово ИГРА на другое слово - СЕСТРИЦА. Конечно же обычная коробка для «сестриц» не подойдет. Поэтому придумали для них домик.  Домик яркий, интересен тем, что во внутрь попадаешь не через дверь, как в обычный дом, а через крышу.

    Создание «сестриц»:

- цветная самоклеющаяся бумага;

- обычная белая бумага;

- набора картинок;

- пластмассовые крышки от влажных салфеток;

- скотч и горячий клей.

    Вот готово наше логопедическое дидактическое пособие «Пять «сестриц» в одном доме живут». Играем с ребенком:

Логопед:

- Посмотри это волшебный «Дом», в котором живут необычные пять «сестриц». Хочешь с ними познакомиться?

Ребенок:

- Да!

Логопед:

- Первая «сестрица» «Скажи наоборот», вторая «сестрица» «Назови ласково»,  третья «сестрица»  «Один – много», четвертая «сестрица» «Животные и их детеныши» (домашние животные), пятая «сестрица» «Животные и их детеныши» (дикие животные). Познакомились, а теперь поиграем?

Ребенок:

- Да!

Логопед:

- «Сестрицы» нам помогут быть веселыми, умными, разговорчивыми, внимательными. Сегодня мы будем с тобою играть и речь развивать.

«Сестрица» «Скажи наоборот».

Цель: учить детей подбирать правильно противоположные слова.

    На окошечках находятся картинки. Но мы видим не все картинки, часть картинок спрятались за окошечками. Для того, чтобы увидеть все картинки, надо правильно назвать недостающие картинки. Попробуем сначала вместе? На окошке ДЛИННЫЙ КАРАНДАШ, а за окошком КОРОТКИЙ КАРАНДАШ. А теперь попробуй назвать сам(а) чистые ладони – грязные ладони. Правильно! Умница! (веселый мальчик – грустный мальчик и т.д.).

«Сестрица» «Назови ласково».

Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Следующая  «сестрица» предлагает называть предметы ласково. Для начала я назову большой предмет ЯБЛОКО, а ты назови маленький – ЯБЛОЧКО. Теперь попробуй назвать сам(а) ЯГОДА на окошке, а ЯГОДКА за окошком. Правильно! Молодец! (ваза – вазочка и т.д.).

«Сестрица» «Один – много».

Цель: учить детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

     Третья «сестрица» предлагает назвать предмет во множественном числе. Сначала логопед называет предмет: один ШАР – много ШАРОВ. Затем ты найди на окошке один предмет. Назови его в единственном числе и во множественном числе. На окошечке одно ЯЙЦО – за окошечком много ЯИЦ. Умница! (чашка – чашек и т.д.).

«Сестрица» «Животные и их детеныши» (домашние животные).

Цель: учить детей правильно называть детенышей домашних животных.

    Эта «сестрица» предлагает вспомнить и назвать домашних животных и их детенышей. Попробуем сначала вместе назвать домашнее животное на окошке и его детеныша угадать и назвать за окошком. КОРОВА – ТЕЛЕНОК. Самостоятельное выполнение: на окошке СОБАКА – за окошком ЩЕНОК. Правильно! (свинья – поросенок и т.д.).

«Сестрица» «Животные и их детеныши» (дикие животные).

Цель: учить детей правильно называть детенышей домашних животных.

    Пятая «сестрица» предлагает вспомнить и назвать диких животных и их детенышей. Логопед называет: на окошке БЕЛКА – за окошком БЕЛЬЧОНОК. Теперь ребенок: на окошке ЗАЙЧИХА – за окошком ЗАЙЧОНОК. Молодец! (львица – львенок и т.д.).

Список  литературы

Волосовец Т.В., Сазонова С.Н.  Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. М., 2004

Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. М., 2011

Нищева Н.В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. М., 2007

Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М., 2017

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.  Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие "Звенигород"

Цель данного пособия: развитие звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов....

Многофункциональное логопедическое пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА"

Многофункциональное пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА"  можно использовать для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического слуха, практического закрепления предлогов, составления предложе...

Логопедическое пособие "Банка.Торт.Кастрюля.Тарелка"

Пособие поможет в формировании и закреплении  падежных конструкций у детей с ОНР, согласования существительных с числительными....

Логопедическое пособие "звуковички"

Данное пособие помогает определять характеристику согласных звуков, дифференцировать согласные звуки....

Авторское логопедическое пособие «Семицветик» для занятий с детьми 4 – 7 лет

    Вместе с появлением названия нашего детского сада было придумано и пособие  «Семицветик»,  помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закреплени...

Многофункциональное логопедическое пособие "Дискотека"

Предлагаю описание настольного многофункционального логопедического пособия для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.Представляет ...

"Логопедические пособия своими руками"

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками...