«Использование инновационных приемов пальчиковой гимнастики».
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование инновационных приемов
пальчиковой гимнастики».
Подготовила учитель – логопед
первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9, 10 г. Шебекино»
Вожова И.А.
Цели:
- познакомить педагогов и родителей логопатов с методами и приёмами проведения пальчиковой гимнастики;
- раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;
- внедрять инновационные формы в работу с детьми.
Оборудование:
- массажные мячи и колечки Су-джок; тренажер пальцевых прописей, прищепки.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Сегодня мы все являемся участниками мастер – класса. Мой мастер-класс подготовлен для педагогов и родителей логопатов. Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в логопедической работе. Все мы с вами родом из детства. Только в детские годы нам позволено играть беззаботно. А кто из Вас может сказать, что такое игра? Для чего дети играют?
- Вы правы, через игру ребенок познает окружающий его мир. В игре дети подражают взрослым – родителям, воспитателям. В игре ребенок «примеряет» на себя разные роли, тем самым подготавливаясь к жизни в социуме.
- Сегодня у нас не просто игра, а игра пальчиками. Пальчиковые игры – это открытие нашей народной педагогики. Они способствуют развитию речи, развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого, способствуют развитию творческой деятельности, активизируют моторику рук, учат ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять, развивают память. В логопедической коррекционной работе огромное значение уделяют развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила». Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Важно помнить, что после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук, пальцы нужно нагружать равномерно.
Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому перед логопедом стоит непростая задача – развить артикуляцию, оказать воздействие на мелкую моторику ребёнка, поработать над всеми речевыми компонентами.
Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опираемся на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий (сопряженная гимнастика, Су-Джок терапия).
Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников. (Приложение №1).
Одним из эффективных приемов, используемых нами, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а так же, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже By, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. При работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поскольку все тело человека проецируется на кисть, а также на каждый палец кисти, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей.
Эту уникальную возможность мы адаптировали в работе с дошкольниками на логопедических занятиях. Для чего используем два раздела Су - Джок терапии: ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.
Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, универсальность и доступность метода.
Методика работы с эластичным кольцом: кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.
Методика работы с массажным шариком: ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом. (Приложение №2).
Сопряженная гимнастика разработана на основе методических рекомендаций И. Г. Выгодской и Н. В. Берковской. По мнению авторов, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения «проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребёнка, положительному воздействию на эмоциональную сферу ребёнка.
Практика подтверждает эффективность этих упражнений. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:
- имитация руками артикуляционных упражнений;
- обыгрывание артикуляционных упражнений;
- опора на кинестетические ощущения ребёнка;
- воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Сопряженную гимнастику рекомендуется проводить сидя перед зеркалом. Остальные упражнения, сидя на полу или на стульях, стоя в кругу, парами и т.д. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.
Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Некоторые упражнения специально подбираются с одинаковыми текстами для того, чтобы не перегружать детей часто меняющимися стихами, что способствует лучшему запоминанию, даёт возможность автоматизировать поставленные звуки на знакомом материале, позволяет сосредоточиться на качественном выполнении самомассажа. (Приложение №3).
Особое внимание стало уделятся психо-коррекционным технологиям, что обусловлено спецификой речевых нарушений и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией. Наиболее адаптированной методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия.
Можно развивать моторику с помощью русских народных сказок. В сказках заложен огромный творческий потенциал нашего народа, сказки написаны интересным, доступным для детей языком, они служат основой развития творчества и фантазии малыша, учат его таким понятиям как добро и зло. А ещё сказки удивительно эмоциональны! Подражая сказочным героям, ребенок учится голосом (интонацией) передавать характер и настроения сказочного персонажа. Сейчас мы попробуем рассказать сказку с помощью пальчиков. (Приложение № 4. «Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок»).
Для развития зрительно– тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей, который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими линиями, узорами, которые, с одной стороны фиксируются на жесткой поверхности, с другой– прикрываются тонкой прозрачной пленкой. Упражнения выполняются только в положении телесно-моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали.
Надеюсь, Вам понравился наш сегодняшний мастер-класс. Помните, что развивая тонкую моторику, Вы продвинете развитие ребёнка вперёд и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в его речевом развитии.
Список использованной литературы:
1. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук.
2. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб. 2001.
4. Крупенчук О.И Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.
Приложение №1
Домашние животные
Кучерявая овечка Показать «кудряшки» на голове
Переходит через речку. Идем указ. и ср. пальцами
Щуря желтые глаза, Прищурить глаза.
Ей навстречу шла коза. Показываем «рога» - пальцы над ушами.
- Не пущу тебя, овечка, Наклонить голову с «рогами» вперед.
Не пройдешь ты через речку! Погрозить указ. пальцем влево – вправо.
Лошадь мимо проходила Пальцы собраны в щепоть, поочередно
поднимаем-опускаем руки.
И овечку пропустила. Руки отвели в сторону – жест означающий:
«Пропускаю».
Котенок – малыш.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного пальца и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Кусается сильно котенок – глупыш.
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук).
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».
Приложение № 2.
Игра с мячом Су- джок.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Приложение №3
Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка
«Киска сердится» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На скамейки у окошка | Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы. |
Кошка глазки закрывает, | Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. | На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы. |
«Замок» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На двери висит замок. | Пальцы сцепить в «Замок» | Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть. Изобразить удивление. | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой. | Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п] |
Покрутили, | Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо. |
Потянули, | Потянуть ладони в разные стороны. | Растянуть губы в улыбке. |
И открыли. | Развести руки в разные стороны. | Широко открыть рот. |
«Гармошка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы играли на гармошке. | Соединить ладошки вместе. | Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. |
Головой слегка качаем. | Головой кивать вперёд. | Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. |
«Дятел» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Тук-тук-тук, | На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
Это дятел на сосне | Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. | Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д» |
Долбит клювом по коре. | Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. |
Приложение №4
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок.
«Колобок».
- Катится Колобок, катится. (Перекатывание массажного мяча по столу от одной руки к другой). А навстречу ему Заяц. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).
– Колобок, Колобок я тебя съем.(«Заяц» кивает головой в такт словам).
– Не ешь меня, я тебе песенку спою. (Катаем по ладошке кругами, вверх-вниз, перебираем пальчиками):
- Я Колобок, Колобок, по амбару метён, по сусекам скребён, в жаркой печи печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушел, и от дедушки ушел, а от тебя, Косой, подавно уйду. И укатился, только Заяц его и видел». (Слегка оттолкнуть мяч от себя так, чтобы он откатился на другой край стола).
«Теремок».
- Приготовили все свои пальчики, начинаем.
- Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
- Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит. Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм).
- Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм?
- Я мышка-норушка, а ты кто? (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
– Я лягушка-квакушка. (Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
- Давай жить вдвоем.
- Как по полю, полю зайчик бежит. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).
Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? («Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой).
- Я - мышка-норушка. (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).
- Я - лягушка-квакушка. (Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).
- А ты кто такой?...
Аналогично сказка разыгрывается дальше. Сегодня мы с Вами разыграли отрывок из сказки. А как показать с помощью пальцев остальных героев этой сказки, Вы, придумаете сами, а потом вместе с детьми на занятиях обыграем сказку до конца с новыми движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп
Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа ж...
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Использование инновационного оборудования и инновационных пособий в коррекционной работе с дошкольниками.
Использование пособий по В.В. Воскобовичу в работе с детьми с ОНР и перспективное планирование...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...
«Использование инновационных приемов пальчиковой гимнастики».
мастер - класс для педагогов...
«Использование инновационных приемов пальчиковой гимнастики».
мастер - класс для педагогов...