Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Иванова Любовь Вячеславовна

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе Подготовила учитель-логопед Иванова Любовь Вячеславовна

Слайд 2

Современных детей очень трудно чем-нибудь увлечь, удивить, заинтересовать. У них отмечается неусидчивость на занятиях, быстрая потеря интереса к трудной и рутинной ежедневной работе над собственной речью. Логопедам , да и всем другим работникам коррекционной сферы приходится искать новые способы поддержания интереса у детей с ОВЗ.

Слайд 3

Т еперь у меня появился еще один помощник – балансир. Он с легкостью заинтересовывает ребенка. А это так необходимо на занятиях.

Слайд 4

В наше время современная нейропсихология доказывает, что мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. А также он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Слайд 5

Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу , работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу .

Слайд 6

В чем же польза балансира ? Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

Слайд 7

Программа мозжечкового стимулирования улучшает : 1. уровень концентрации внимания; 2. все виды памяти; 3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения; 4. математические и логические способности; 5. анализ и синтез информации; 6. способность к планированию; 7. работу эмоционально-волевой сферы.

Слайд 8

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.

Слайд 9

Вот самые простейшие упражнения на балансировочной доске, рекомендуемые для логопедов и психологов. 1. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие. 2. Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу и по наполняемости, кидаются ребенку. Он принимает их от логопеда правой , левой или обеими руками.

Слайд 10

3. Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, другой рукой затем двумя. 4. Мяч, подвешенный к потолку, отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.

Слайд 11

5. Попади в цель. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в заданную букву или цифру. 6. Отбивание мячика на резинке от наклонной доски. Отбивание летящего мяча ракеткой.

Слайд 12

Нашим МБДОУ был приобретен комплект «Успех» ( Баламетрикс ), куда входит сама доска Бильгоу и 10 предметов для работы по методике Бильгоу (мишень напольная, мешочки с крупой, кинезиологический мяч, каучуковые мячи и мяч-маятник, стойка с мишенями-целями)

Слайд 13

Основные блоки программы мозжечковой стимуляции с использованием комплекта «Успех» Комплекс упражнений на освоение балансира Комплекс упражнений с мешочками с крупой Комплекс упражнений с мячом-маятником Комплекс упражнений с цветной рейкой Комплекс упражнений с набором мячиков Комплекс упражнений с мишенью обратной связи Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями

Слайд 14

Какие упражнения мы с моими воспитанниками начали делать на балансире? Мы освоили 2 блока: знакомство и освоение балансира и различные упражнения с мешочками с к рупой, начали тренироваться с набором мячей

Слайд 15

Какие логопедические задания мы отрабатываем в ходе выполнения упражнений на балансире: Артикуляционная гимнастика; Отработка звуков, слогов, слов, предложений Проговаривание чистоговорок Г рамматические задания и словарь по лексическим темам

Слайд 16

В ходе работы по данной теме удалось: добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей; разработать методические рекомендации по использованию балансира на индивидуальных логопедических занятиях; разработать программу оказания помощи родителям детей с нарушениями развития. Вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И мы вместе с родителями шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.

Слайд 17

Полученные результаты использования доски Дети, которые проявляют неусидчивость, постоянно крутятся и качаются на стульях во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать не только крупные мышцы всего тела, но и мелкие мышцы, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.

Слайд 18

Таким образом, при постоянной работе на балансире можно заметить много изменений. Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым,. Все дети начинают лучше чувствовать свое тело, гораздо легче начинают ориентироваться в пространстве, многие делают шаг вперед в освоении самоката, беговела или велосипеда. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. А это то, что так необходимо и ребенку, и родителям, и логопеду. Ведь все заинтересованы в скорейшем результате.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №16 «ДЕТСКИЙ САД» Г. КИГИСЕППА

Педагогический проект

« Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе »

Автор: учитель-логопед

Иванова Любовь Вячеславовна

г. Кингисепп

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Воспитанники группы компенсирующей направленности имеют различные отклонения в развитии это:

  • дети с речевой патологией;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

Специалистам ДОУ – учителю логопеду, учителю-дефектологу справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.

Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.

Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.

Актуальность

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Аннотация проекта

Тип проектаинтегрированный, коррекционно-речевой, общеразвивающий, информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный 

Сроки реализации: сентябрь - май

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы для детей с ТНР, родители воспитанников, учитель – логопед

Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).

Задачи проекта:

1.Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.

2.Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.

3.Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

4.Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.

5.Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.

6.Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического и психического развития

Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).

В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.

 

 

Ресурсное обеспечение

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказ Министерства образования науки РФ от 30 августа 2013г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013г. № 6241);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 

Критерии оценки успешности реализации проекта

Критерий

Показатель

Общая и мелкая моторика

Снижение моторной неловкости в различных видах деятельности

Фонематические процессы

Значительное развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

Звукобуквенный анализ

Успешное формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Слоговая структура слова

Значительное улучшение качественных показателей в развитии слоговой структуры слова

Координация и пространственная ориентировка

Правильное определение частей тела, более четкая координация движений, улучшенные показатели зрительно-пространственных представлений

Интеллектуальное развитие

Снижение утомляемости при выполнении заданий, повышение работоспособности;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие навыка планирования предстоящей работы, контролирование деятельности, умение работать в заданном темпе

 

Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта

 

  • повышение педагогической компетентности педагогов (логопеда, дефектолога) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования;
  • предупреждение эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов;
  • разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с ОВЗ;
  • наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий);

Эффективность данных результатов:

У детей

  • улучшение звукопроизношения;
  • совершенствование артикуляционного аппарата;
  • формирование грамматического строя речи;
  • улучшение моторно-зрительной координации;
  • улучшение концентрации внимания;
  • развитие пространственного воображения;
  • совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;
  • Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
  • развитие восприятия устной и письменной речи;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие математических и логических способностей;
  • развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • нормализация поведения.

У родителей:

  • Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
  • Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Практическая значимость инновационного проекта

Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ, в нашем случае логопедических и педагогических.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта

- коррекционные занятия

- выступление на методических объединениях;

 

Базовые принципы разработки оборудования

1) Основополагающим принципом создания оборудования является принцип:

«Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга; регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их».

Любое действие человека приводит к изменениям структуры головного мозга. Эти изменения могут способствовать улучшению функционирования мозга или ухудшению его деятельности, но, в любом случае, они будут. Естественно, этот процесс протекает постепенно.С помощью оборудования задаются различные ситуации (упражнения), на которые ребенку необходимо формировать ответные реакции, задействуя те или иные структуры мозга. Например, стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать баланс, для чего он выравнивает положение своего тела относительно центра доски, рассчитывает ее колебательные движения, движения своего тела и т. д. Если выработанное действие ребенка не удовлетворяет условиям упражнения и ему не удается удерживать равновесие, то он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами и т. д. до тех пор, пока ему это не удастся. При увеличении сложности удержания равновесия на балансировочной доске, мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражители. Это приводит к увеличению скорости вырабатывания реакции мозгом для удержания равновесия, что отражается в повседневной жизни и в обучении, например, в увеличении скорости чтения, письма.

2) Следующим основополагающим принципом создания оборудования является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга:

«Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом».

Оборудование разработано таким образом, что позволяет задействовать максимальное количество сенсорных систем в ходе выполнения различных упражнений. Это способствует улучшению их работы, установлению связей между ними, налаживанию межсенсорного взаимодействия.

Например, зрительно-моторная координация включает в себя работу двух сенсорных систем: зрительной и моторной, успешное взаимодействие которых позволяет ребенку выполнять сложные двигательные программы (езда на велосипеде, плавание и др.) и копировать по образцу, развивать графо-моторные навыки и навыки письма в целом.С помощью оборудования возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно- моторной координации ребенка. Удерживая равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, ребенок, по образцу, выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения возможно только при хорошей согласованности движений рук и работы зрительной системы.В занятиях с оборудованием задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная система.Совершенствование последней из них и успешная интеграция ее с другими сенсорными системами имеет приоритетное значение в развитии ребенка.

3) Следующий важный принцип, лежащий в основе создания оборудования:

«Совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем».

Вестибулярная система лежит в основе развития человека, именно она отвечает за формирование чувства времени, пространства и гравитации и определяет деятельность человека в соответствии с этими тремя показателями. Вестибулярная система ребенка формируется в утробе матери одной из первых и влияет на развитие всех остальных сенсорных систем.Остальные сенсорные системы (двигательная, тактильная, визуальная, слуховая) формируются исключительно во взаимодействии с вестибулярной системой и в основе функционирования обязательно имеют пространственно-временной фактор.

4) Еще один принцип, лежащий в основе создания комплекса:

«В основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом».

Ученые доказали, что связь между обоими полушариями крайне важна для эффективного функционирования мозга человека и является одним из ключевых факторов развития ребенка. Успешная деятельность возможна только при хорошо налаженном взаимодействии между ними. С помощью оборудования возможно развитие межполушарного взаимодействия. Это достигается за счет одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения одинаковой нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребенка, что отражается в технике выполнения упражнений:

  • все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;
  • при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;
  • при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.

Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:

  • «от простого к сложному»;
  • «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
  • «интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
  • «включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для занятий, познавательную активность, игровая деятельность);
  • «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
  • «Би /моно/ реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
  • «направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
  • целеполагание (отбить/кинуть, попасть в цель).

Материально-техническое обеспечение проекта

 

Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта

Количество

1

Набор кинезиологическихи каучуковых мячиков

1

2

Сенсорные мешочки

3

3

Балансировочная доска

1

4

Мяч-маятник

1

5

Напольная мишень

1

6

Стойка с мишенями-целями

1

 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Комплекс упражнений на освоение балансира
  2. Комплекс упражнений с мешочками с крупой
  3. Комплекс упражнений с мячом-маятником
  4. Комплекс упражнений с цветной рейкой
  5. Комплекс упражнений с набором мячиков
  6. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи
  7. Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями

 

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2021г-ноябрь 2021)

  1. Изучить литературу по мозжечковой стимуляции, методы и приемы использования на коррекционных занятиях с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Проанализировать состояние готовности ДОУ к внедрению и апробации инновационной методической системы, направленной на повышение речевого и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (внутренний мониторинг).
  3. Разработать инновационный проект, определить его участников, руководителей;
  4. Организовать положительную мотивацию и провести подготовку участников проекта к реализации поставленных задач.

 

2 этап – основной (практический) (декабрь 2021г -апрель 2022г)

  1. Создать оптимальные условия для реализации системы коррекционной работы с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОУ.
  2. Организовать деятельность в рамках проекта по теоретическому и практическому освоению педагогами современных педагогических технологий и методик;
  3. Промежуточные результаты реализации проекта.

 

3 этап – заключительный (обобщающий) (май 2022г)

 

  1. Оценить эффективность реализации проекта по всем направлениям;
  2. Систематизировать материал, накопленный в ходе инновационной деятельности;
  3. Выявить и обобщить педагогический опыт использования современных образовательных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ (презентации, публикации, мастер-классы);
  4. Определить пути совершенствования методической работы по созданию условий для повышения качества образования.

 

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику

 

Мероприятие

Содержание мероприятия

срок

Ожидаемые результаты

1

Создание раздела

в сети Интернет на сайте МБДОУ №16

Размещение информации об инновационном проекте на сайте образовательной организации в сети Интернет

Сентябрь

2021

Активное использование сетевого сервера для взаимовыгодного имеющимися ресурсами между образовательными организациями, родителями

2

Круглый стол для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания здорового ребенка»

Пропаганда здорового образа жизни, приобщение к сотрудничеству родителей

Октябрь

2021

Объединение родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей

3

«Баланс в семье и в теле» Спортивное мероприятие

Оздоровительная тренировка родителя и ребенка

Декабрь

2021

4

Мастер-класс для педагогов района «Использование доски Бильгоу в работе логопеда»

Пропаганда использования инновационных форм развития дошкольников

Январь

2022

Распространение опыта использования вариативных форм дошкольного образования в сети дошкольных образовательных учреждений района

5

Тренинг для педагогов. «Формирование лексико-грамматических категорий в автоматизации поставленных звуков на балансировочной доске»

Пропаганда использования инновационных форм развития дошкольников

Февраль 2022

Распространение опыта использования вариативных форм дошкольного образования среди педагоговДОУ

6

Показ отрытого мероприятия для родителей по использованию балансировочной доски

Пропаганда здорового образа жизни, приобщение к сотрудничеству родителей

Апрель

2022

Объединение родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей

 

Анализ результатов и выводы

  • В настоящий момент мы находимся в процессе апробации данной методики. Приобретено основное необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции- комплект «Успех» (Баламетрикс). Создана методическая разработка по использованию различных упражнений на балансировочной доске в ходе индивидуальных логопедических занятий. Идет постепенное освоение комплексов упражнений на доске Бильгоу с применением разных предметов.

В ходе работы по данной теме удалось:

  • добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей;
  • разработать программно-методическое сопровождение детей с нарушениями в развитии;
  • разработать программу оказания помощи родителям детей с нарушениями развития.Вырос уровень доверия родителей к детскому саду.И мы вместе с родителями шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.

 

Список литературы

1. Аршинова И.А. Гимнастика для мозжечка: что нужно детям.- https://medaboutme.ru/articles/gimnastika_dlya_mozzhechka_chto_nuzhno_detyam/(06.2021)

2.  Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- http://www.sanatory-mashuk.ru/lechenie/kognitivnyy_centr/balansiruyuschaya_doska_bilgou/ (06.2021)

3.  Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- https://stopautism.ru/доска-бильгоу-баланс/ (12.2020)

4. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.:Русская медицина, 1884. 30с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.

6. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html

7. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111133.

5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.

8. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

10. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.

11.  Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоу.рф

12. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12/2020)

13.  Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru(12/2020)

14. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений.- https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (12.2020)

15. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.html

16. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.

17. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе.

Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы.  Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.

Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывали на ровной поверхности. Мы описали используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

  • Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
  • Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
  • Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
  • Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
  • Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
  • Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
  • Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
  • Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
  • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
  • Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, наприме5р, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».

Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.

Упражнения с мешочками.

  • Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
  • Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
  • Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
  • Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;
  • Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
  • Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
  • Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.

 В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

  • Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
  • Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
  • Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
  • Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
  • Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
  • Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
  • Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
  • Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
  • Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
  • Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
  • «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка, повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.
  • Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
  • Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

         Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.

Упражнения с мячиком - маятником.

  • Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
  • побрасывать и ловить с хлопками;
  • подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
  • отбивать мячик ракеткой, планкой;
  • бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.

                Упражнение с цветной планкой.

  • Отбивать мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
  • Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
  • Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.

        Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи с использованием балансировочной доски и атрибутов.

  • «Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море»- глубокое, соленое, большое и т.д. Сколько требуется признаков, столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ, он делает действие (кидает, отталкивает и т.д.)
  • «Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце- солнышко.
  • «Кто где живет?». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба- в реке.
  • «Съедобное- несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать, съедобное это или несъедобное. Мяч- несъедобное, хлеб – съедобное.
  • «Продолжи перечисление». Ребенку говорится несколько слов, а он должен продолжить перечисление по смыслу. Например, ложка, кружку, нож- вилка, тарелка (посуда).
  • «Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например: солнце, облака, звезды- небо; тропинка, трава, деревья, звери- лес.
  • «Маленький- большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью суффиксов –ик, -ишк, -ище сказать восходящую степень. Например, дом- домик- домишко- домище.

           Называя новое слово, можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать мешочки, бросать их взрослому.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.

С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе

В материале представлены упражнения, которые помогут разнообразить работу учите-логопеда и способствовать достижению поставленных целей при закреплении  речевых навыков....

Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой ...

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедической работе

Доклад к презентации "Использование балансировочной доски  Бильгоу  в коррекционно -логопедической работе"...

Презентация "Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедической работе"

Презентация "Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедической работе"  Презентация предназаначена для педагогов ДОУ....

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедической работе

Сегодня мы хотим поделиться своим небольшим опытом использования одной из инновационных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. И это балансировочная доска Бильгоу, ...

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Правильная, хоро...

Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...