Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ
материал (подготовительная группа)

Надежда Скляр

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ

 

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Правильная, хорошо развитая речь, показатель готовности ребенка к успешному обучению. Различные нарушения речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые и другие отклонения. Часто у таких детей встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Мозжечок - это мозговая структура, которая выполняет функции по координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, а также их коррекции и «программирования». Благодаря мозжечку происходит развитие познавательных способностей, речи и эмоционально-волевой сферы, формирование и автоматизация двигательных навыков. Поэтому любые нарушения в функционировании мозжечка могут блокировать способность ребенка к обучению.

С помощью тренировки мозжечка восстанавливает не только характерные для его поражения нарушения, но и улучшает общее восприятие и познание внешнего мира, познавательную деятельность и обучаемость. Такая коррекция является очень важной в детстве, особенно в тот период, когда происходит формирование навыков речи и письма, подготовка и обучение в школе.

Движение в первую очередь развивает мозг ребёнка. Чем больше малыш двигается, получает ощущений от мира, тем быстрее развивается. Хорошо сбалансированный ребенок - важное новообразование раннего детства. Эффективным способом развития чувства равновесия является мозжечковая стимуляция - серия методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Теорию мозжечковой стимуляции разработал Фрэнк Бильгоу. С помощью балансировочной доски и простых упражнений он обнаружил прямую связь между физическими упражнениями во время балансировки и способности к чтению. Доска Бильгоу представляет округлую основу, что заставляет балансировать в попытках удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку. В комплекте с доской имеется напольная мишень, цветоозонированная рейка, стойка с брусочками, мячи, подвесной мяч - маятник, разновесовые мешочки.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, одновременно пытаясь удержать равновесие. Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывается на ровной поверхности.

Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Целью таких упражнений является научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Мозжечковая стимуляция, полезна для развития ребенка во всех направлениях,. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно - развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_doski_bilgou.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе ДОУ

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является подготовка детей к школе. Правильная, хорошо развитая речь, показатель готовности ребенка к успешному обучению. Различные нарушения речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

С каждым годом растет количество детей, имеющих речевые и другие отклонения. Часто у таких детей встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Мозжечок - это мозговая структура, которая выполняет функции по координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, а также их коррекции и «программирования». Благодаря мозжечку происходит развитие познавательных способностей, речи и эмоционально-волевой сферы, формирование и автоматизация двигательных навыков. Поэтому любые нарушения в функционировании мозжечка могут блокировать способность ребенка к обучению.

С помощью тренировки мозжечка восстанавливает не только характерные для его поражения нарушения, но и улучшает общее восприятие и познание внешнего мира, познавательную деятельность и обучаемость. Такая коррекция является очень важной в детстве, особенно в тот период, когда происходит формирование навыков речи и письма, подготовка и обучение в школе.

Движение в первую очередь развивает мозг ребёнка. Чем больше малыш двигается, получает ощущений от мира, тем быстрее развивается. Хорошо сбалансированный ребенок - важное новообразование раннего детства. Эффективным способом развития чувства равновесия является мозжечковая стимуляция - серия методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Теорию мозжечковой стимуляции разработал Фрэнк Бильгоу. С помощью балансировочной доски и простых упражнений он обнаружил прямую связь между физическими упражнениями во время балансировки и способности к чтению. Доска Бильгоу представляет округлую основу, что заставляет балансировать в попытках удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку. В комплекте с доской имеется напольная мишень, цветоозонированная рейка, стойка с брусочками, мячи, подвесной мяч - маятник, разновесовые мешочки.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, одновременно пытаясь удержать равновесие. Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений с мячом и мешочком отрабатывается на ровной поверхности.

Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Целью таких упражнений является научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Мозжечковая стимуляция, полезна для развития ребенка во всех направлениях,. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно - развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Метод мозжечковой стимуляции уже доказал свою эффективность. Со стороны специалистов и учреждений балансировочный комплекс вызывает огромный интерес, который подкрепляется хорошими показателями, а также положительной динамикой в коррекционной работе. Этот факт подтверждается многолетними наблюдениями и исследованиями. В последнее время специалисты столкнулись с трудностями в работе: – дети стали более сложными; – методики, которые ранее были успешными и давали большую эффективность, в настоящее время недостаточно эффективны; – плюс ко всему изменились функциональные обязанности специалистов, связанные с введением в нашей стране инклюзивного образования. Если раньше специалист работал в узкой специализации, то сейчас в группе комбинированного вида могут встречаться дети разных категорий. Мы должны знать и уметь работать в новых условиях, знать специфику коррекционной работы с детьми ОВЗ. Одной из эффективных методик является «Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса». Как известно в медицине, когда у взрослого человека поражается мозжечок то и речь начинает распадаться. Она становится замедленной, более монотонной, в артикуляционном аппарате происходят нарушения. Ведь именно мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, контролируя движения и сенсорное восприятие. Мозжечок — это механизм в головном мозге, который способен быстро действовать, быстро перерабатывать информацию, поступающую из других частей мозга. Одним словом, скорость работы головного мозга зависит от мозжечка. Поэтому при нарушении этой связи у человека замедляется формирование речи, а также психические, познавательные и интеллектуальные процессы. В таком случае, с детьми у которых имеется дисфункция мозжечка, необходимо начинать занятия с балансировочной доски Бильгоу с использованием балансировочного комплекса, для тренировки крупной моторики и равновесия, а не с артикуляционных упражнений и постановки звуков. Данный метод был разработан американским ученым в 60-е годы XX века Френсисом Бильгоу. Его программа представляет из себя упражнения, чем-то напоминающие лечебную физкультуру с использованием специального оборудования. История появления программы мозжечковой стимуляции началась, когда американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал в то время в школе, заметил интересную закономерность: ученики, которые на переменах играли в игры, связанные с балансировкой, быстрее других усваивали школьную программу и обладали более высокими коммуникативными навыками, по сравнению с другими школьниками. Бильгоу предположил, что имеется тесная связь между физической активностью во время балансировки и развитием ребенка. Бильгоу выдвинул 3 принципа мозжечковой стимуляции: – Стимулирование сенсорной интеграции; – Пространственное воображение и чувство равновесия; – Проприоцептивное обучение (мышечное чувство). Развивая эту теорию, Фрэнк Бильгоу в качестве эксперимента разработал балансировочную доску и простую программу упражнений. В своей программе Бильгоу прорабатывал сразу три аспекта, влияющие на образование новых нейронных связей у ребенка: 1. психологический, 2. Дидактический, 3. инструментально-технический. Совокупность этих аспектов стимулировала работу мозжечка и увеличивала навыки обучаемости у ребенка. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность, а его изобретение стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей, Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик. Описание и применение «Балансировочного комплекса Бильгоу» «Освоение балансира»- Балансировочная доска является основным элементом балансировочного комплекса. На поверхность балансира нанесена разметка в виде сетки-матрицы с одинаковыми квадратами для фиксации положения стоп, в центре нанесено крестообразное обозначение. Такая разметка необходима для: – равномерного распределения веса тела при постановке на доску; – расположение стоп равноудаленно от центральной оси доски; – развития пространственных схем и зрительно-моторной координации. Доска находится на двух вращающихся полозьях, которые определяют уровень сложности удержания баланса. На обратной стороне доски нанесена шкала угла поворота полозьев. Занятия по мозжечковой стимуляции начинаются с освоения балансировочной доски, так как все занятия будут проходить непосредственно стоя на этой доске. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не стане доступным. «Мешочки с крупой»– три цветных мешочка с крупой разного веса, размера и цвета. По цвету мешочки делятся на красный, желтый и синий. По весу: легкий, средний и тяжелый. По размеру: маленький, средний и большой. Вариативность размера и веса мешочков позволяет развивать у ребенка мелкую моторику, хватательные движения, а также координацию пальцев обеих рук. Упражнения стоя на балансире : — ребенок подкидывает и ловит мешочек, — положить мешочек на доску и поднять правой или левой рукой, — кидать мешочек ребенку, ребенок ловит и кидает обратно педагогу, играя в игру «один-много», «кто где живет», «придумай слово на определенный звук» и т. д. Можно придумывать множество игр для закрепления материала. «Мяч-маятник» — представляет собой шар диаметром 7,5 см со вклеенной в него специальной веревкой с антипружинными свойствами. Длинна веревки 3,5–4 метра. В комплекте с маятником идет шуруп и кольцо с пластиковым дюбелем и карабин. Мяч крепится к потолку. Обшивка мяча противоскользящая. Мяч настраивается по высоте. Упражнения состоят в том, что: — ребенок отталкивает мяч от себя, а потом ловит; — отбивать мяч цветной рейкой. Это позволяет развивать способность мозга программировать, вычислять, определять нужную траекторию движения мяча- маятника, предсказывать точный промежуток времени его движения из одной точки пространства в другую. Все это позволяет развивать пространственно-временное восприятие мира у ребенка, лежащее в основе функционирования высших психических функций мозга. «Цветная рейка» — представляет собой палку размером 70 см x 4,5 см, размеченную цветом на сектора (белый, красный, желтый, зеленый) с цифрами от 1 до 8, расположенные симметрично относительно центра планки по одному сектору с каждой стороны. Упражнения с цветной рейкой делаются совместно с мячом маятником. Они нацелены на развитие способностей структурировать пространство, визуализировать движение объектов в пространстве, их отслеживание, осуществлять планирование перед движением, выполнение самого движения, проводить анализ, оценку и корректировку действий для следующего цикла движения маятника Стоя на балансире, ребенок держит рейку горизонтально обеими руками спереди. При ударе, рейка служит для интеграции обеих сторон тела, а значит обоих полушарий мозга. Когда это происходит то оба полушария мозга синхронизируются и эффективность обработки информации мозгом увеличивается. «Набор мячей» — отличающиеся по размеру и цвету. Мячи-попрыгунчики обычно используют с совместно с мишенью обратной связи для упражнений с отскоком. Пустотелые для перекидывания из рук в руки. «Мишень обратной связи» — выполняет функцию возвращателя: то есть, мяч при ударе о доску возвращается обратно. Мишень: доска 46 см х 46 см опирается на две ножки в верхней части доски. Размечена девятью секторами. Каждый сектор обозначен фигурой (круг, треугольник, квадрат), цифрой, нанесенной в произвольном порядке от (1 до 9) и цветом (желтый, зеленый, красный). Бросая, ловя и контролируя движение мяча-попрыгунчика, стоя на балансире, ребенок стимулирует развитие мозговых процессов. Упражнения с мишенью улучшают синхронизацию мозга, концентрацию внимания, а также синхронизацию частей тела. «Телескопическая стойка с мишенями» — представляет собой сборную конструкцию похожую на букву «Т» на подставке. На верхнюю часть стойки, устанавливаются пять небольших прямоугольных мишеней (деревянных). У мишеней имеется разметка, с одной стороны окрашены в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый) и нанесен цифровой ряд (1, 2, 3, 4, 5), а с другой фигуры черного цвета (квадрат, круг, крест, ромб, треугольник). В эти мишени ребенок целится мячом-маятником. Это упражнение применяется как последнее усложнение занятий с ребенком, и только после того, как освоены все остальные упражнения. Ребенку требуется не просто отбить мяч-маятник, а самостоятельно задать траекторию движения в нужном направлении. Часто даже взрослому с трудом удается выполнить это упражнение. Кому полезна мозжечковая стимуляция : – для детей с РАС (расстройство аутистического спектра) – при нарушении обработки сенсорной информации – при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность) – при нарушениях внимания (слабая концентрация) – при дисграфии (нарушения письма), дислексии (нарушения чтения) – при диспраксии (нарушения координации движений и общей моторики) – при нарушениях почерка – при не сформированности зрительно-пространственных представлений – ЗПР, ММД (минимальная мозговая дисфункция); – при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости; – при речевых расстройствах (логоневрозы, не проговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии) Противопоказания для занятий на балансировочной доске: – эпилепсия – повышенная судорожная готовность Исключение ряда упражнений у лиц: – с ЧМТ (черепно-мозговая травма) – после инсульта – с синдромом Дауна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование балансировочной доски Бельгау в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

В статье описывается коррекционная деятельность учителя-логопеда с использованием балансировочной доски Бельгау....

Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой ...

Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-логопеда.

Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагога...

Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"

Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедической работе

Доклад к презентации "Использование балансировочной доски  Бильгоу  в коррекционно -логопедической работе"...

Презентация "Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедической работе"

Презентация "Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедической работе"  Презентация предназаначена для педагогов ДОУ....

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедической работе

Сегодня мы хотим поделиться своим небольшим опытом использования одной из инновационных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. И это балансировочная доска Бильгоу, ...