Статья "Развитие мелкой моторики - одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму"
статья по логопедии (средняя группа)

Резникова Ольга Александровна

Эта статья знакомит с тем, какое значение в развитии речи детей с ОНР играет развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики – одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму

Резникова О.А., МКДОУ ЦРР – детский сад №5 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

  О тесной взаимосвязи мелкой моторики и речи написано много. Развивая мелкую моторику ребёнка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно, в целом речи.

  По словам великого немецкого мыслителя И.Канта , «рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающим работу мысли и функцию речи.

  Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

  Работа над проблемой «Развитие мелкой моторики как одно из средств, способствующее развитию речи детей с ОНР» я увидела то, что в начале обучения у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были мало подвижны, их движения не точны, темп даже самых лёгких упражнений замедлен.

  Но уже к концу первого полугодия в результате регулярно проводимой работы по развитию движений рук дети овладевают самыми сложными упражнениями. Это оказалось не единственным их достижением. Дети, с которыми проводится работа по развитию движений рук в системе, быстрее овладевают правильным произношением звуков, при обучении элементам письма у их более «уверенные» линии, ровнее держат строчку, сохраняют наклон букв.

  В своей работе с детьми с нарушением речи я регулярно использую пальчиковые игры, упражнения во время образовательной деятельности, в режимных моментах. Оптимальным для развития пальцевой моторики у детей с нарушением речи оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. По всем лексическим темам я составила картотеку пальчиковых игр и упражнений, которые я использую в работе с детьми.

  Вначале провожу физкультминутки во время которых дети выполняют упражнения с лёгкими пальцевыми движениями ( «Засолка капусты», «Дом и ворота», «Птички» и др.) В ходе таких физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак. Кошек, деревья, и т.п. Такая необычайная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Этот подход позволяет:

   1.Регулярноопосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

   2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы – тесно связанные с речью.

   3.Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

  Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками. Художественный ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, мышления.

  Перед организацией работы с детьми в кружке «Умелые ручки» провожу пальчиковую гимнастику с целью развития мелкой моторики. Её можно делать вначале для разминки и в середине для отдыха. Использую следующие виды пальчиковой гимнастики.

   1.Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

   2.Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

   3.Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети развивают мелкую мускулатуру.

   4.Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушек пальцев.

   5.Игры с палочками , заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление.

   6/Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

  В процессе создания поделки речь детей активизируется, т.к. они проговаривают последовательность своей работы, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

  Чтобы закрепить результаты, которых достигли дети в ходе выполнения пальчиковых упражнений во время организованной деятельности, я включаю их в режимные моменты. Утром с небольшой группой или индивидуально провожу упражнения, во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик, мяч и др.) детям предлагаю «поиграть с предметом», например покатать мяч в руках. На прогулке в тёплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами предлагаю детям с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку. собаку, дерево и др. Пальчиковые упражнения использую в конце прогулки, это наиболее  целесообразно.

  Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу, им очень нравится рассказывать стихи руками. Это неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

  Совместные действия с взрослым и сверстниками снимают не уверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

  Стараюсь подбирать для «рассказывания» с помощью рук такие стихи, в которых содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, т.е. у них образование глагольных форм вызывает определённые трудности.

  На досугах, праздниках, развлечениях,  в ходе которых активизируется мелкая моторика рук детям предлагаю: выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки); построить стену, забор, пирамидку из кубиков; провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края; составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы и др.

  Кроме всего выше перечисленного предлагаю детям игровые задания типа «Выложи изображения по контуру (горохом, рисом, перловкой), «Узнай меня» (соединить точки линией), «Выложи из палочек», «Разложи фигурки по формочкам», «Ласковая игра для пальчиков» (выбрать в «Чудесном мешочке» на ощупь из трёх игрушек одну нужную), «Бумажная мозаика», «Выложи фигуру», «Заплети косичку» и многие другие.

  Для формирования устойчивого интереса к выполнению заданий использую художественное слово (устное народное творчество – загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), имеется картотека загадки, стихов по лексическим темам.

  Ещё одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками» («Дорисуй узор»), которые также способствуют развитию речи. На индивидуальных занятиях под руководством педагога дети в тетрадях в клетку выполняют различные задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках, затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движение рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются и ребёнок уже непроизвольно, зарисовывая в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом идёт «оречевление» производимых действий.

  Очень важное значение при формировании речевых высших психических функций у ребёнка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создаёт возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы.В ней дети реализуют свои способности.

  Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

  В средней логопедической группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи.

  Создавая развивающую среду в группе, я учла то, чтобы в центре «Учимся конструировать» были «Мозаики» (средние и мелкие) и схемы выкладывания из них узоров, конструктор «Лего», игра «Танграм», разрезные картинки, пазлы, игрушки – трансформеры, игрушки – шнуровки, кубики с изображениями по изучаемым лексическим темам, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

  В центре «Художественное творчество» есть восковые и цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, глина, солёное тесто, разные виды бумаги и картона. Природный материал, доски для рисования мелом, фломастерами, коврограф, шаблоны, трафареты по лексическим темам, книжки – раскраски, т.е. то, что помогает развить кисть руки ребёнка.

  Очень многое значит, чтобы проводимая в детском саду работа закреплялась дома. Как правильно построить работу с детьми в домашних условиях, повторить пальчиковое упражнение, выполнить графическое упражнение, я провожу для родителей консультации. Индивидуальные беседы, даю рекомендации, какие игры, способствующие ручной умелости, необходимо делать дома.

  Всю работу по развитию мелкой моторики предлагаю родителям разделить на два блока. В первом дети упражняются в выполнении фигурок из пальцев, изображающих предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться выполнять его как правой, так и левой рукой.

  Второй блок – это выполнение фигурок из счётных палочек. Вначале упражняться в выкладывании геометрических фигурок, на основе которых построены все остальные.

  Проводя всю эту работу с детьми дома, родители убеждаются в том, что в результате выполнения пальчиками различных упражнений. Игровых заданий, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное воздействие на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  

  Таким образом, опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию мелкой моторики рук ребёнка, проводимая в детском саду и дома способствует: укреплению мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствованию зрительно – двигательной координации и ориентировке в пространстве; аналитическому восприятию речи, развитию произвольного внимания, зрительной памяти; подготовке ребёнка к последующему обучению в школе.

  У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные психические процессы, дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях, работать. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...

Открытое занятие по дополнительному образованиюПрограммное содержание: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам. 2. Закре « Подготовка руки к письму » в подготовительной группе. « ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

Программное содержание:1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.2. Закрепить умение действовать по плану, предложенному воспитателем; соотносить пред...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...

Программа дополнительно образования для детей 5-7 лет "Подготовка руки к письму"

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллект...

Индивидуальный образовательный маршрут "Технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки к письму"

Испытываю трудности в освоении  технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки у дошкольников к письму....

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...