Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (средняя группа)

Терехова Елена Валентиновна

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса  детей дошкольного возраста»

 Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Речевые игры направлены не только на развитие речи ребенка, но и  развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.

Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Эти речевые игры можно использовать с дошкольниками с 3 лет, но особенно они важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любое время и в любой обстановке.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1. Прежде всего, взрослый должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий, соответствовали возрасту.

6. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

7. Словесные игры могут проводиться в различные время. Их можно использовать как развлечение, на прогулке и пр.

          Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.

Для дошкольников 3 – 4 лет важен непосредственный контакт взросого и ребёнка, а также опора на зрительные изображения. Взрослый является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

       Перед началом игры взрослый должен познакомить ребёнка с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. Взрослому желательно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал».

         Средний дошкольный возраст  (4 – 5 лет) ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое?», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде?», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных взрослым) и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

          У детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль взослого. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет.

Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 4 группы:

1. Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?», «Отгадай предмет по названию его частей»).

2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»).

4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет», «Один много»).

Такие словесные игры и упражнения можно использовать на прогулке, во время подвижных игр и т.п..

- Узнавание по признакам предмета (игра «Узнавание»). Взрослый предлагает ребёнку отгадать, что это: зеленая, растёт у дома, кудрявая, стройная, белоствольная. Ребёнок отгадывают - береза. В составлении таких загадок может участвовать и сам ребёнок. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

- Подбор к предмету действий (глаголов) (игра «Слово-действие подбери»):

а) Для детей младшего и среднего дошкольного возраста для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Ребёнку показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?». Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а ребёнок указывает на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?».

              - Подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»). У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст…Дорога широкая, а тропинка…Перо легкое, а гиря…

             Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… .

- Составные части целого. Дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? (слайд 17)

- Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

   - Подбор обобщающих слов (игра «Маме мяч бросай и…» в зависимости от темы игры возможны варианты животных называй (транспорт, фрукты и т.д.) Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая  мяч взрослому, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда взрослый называет видовые понятия, а ребёнок – обобщающие слова. Другой вариант игры «Лови, бросай, дни недели называй» (закреплять временные понятия в активном словаре ребенка).  

  - Игра «Подбери словечко» В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета).

Таким образом, речевые игры для увеличения словаря дошкольников служат средством полноценного общения и развития личности.  Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

Картотека "Игры по развитию речи и увеличение словарного запаса"

Игры по развитию речи и увеличение словарного запаса...

"Игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста."

Словесные игры для   детей среднего и старшего дошкольного возраста  в целях эффективного развития речи, а также пополнение и закрепление знаний детей об окружающем мире....

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Речевые игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Консультация адресована воспитателям и в ней представлены речевые игры для увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста....

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составл...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличениясловарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

«Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

     Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно о...