Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличениясловарного запаса детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

Кудрявцева Ирина Викторовна

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

«Словесные игры

для развития речи и увеличения словарного запаса

детей дошкольного возраста»

        Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Бедность словаря является одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию.

И поэтому мы, взрослые, должны помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей,  расширить и обогатить активный, поощрять любую речевую активность ребенка.

Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении и как эффективного средства словарной работы. Очень актуальны словесные речевые  игры, которые помогут ребёнку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование.  

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Речевые игры направлены не только на развитие речи ребенка, но и  развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.

Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Эти речевые игры можно использовать с дошкольниками с 3 лет, но особенно они важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любое время и в любой обстановке.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1. Прежде всего, взрослый должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий, соответствовали возрасту.

6. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

7. Словесные игры могут проводиться в различные время. Их можно использовать как развлечение, на прогулке и пр.

          Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.

Для детей ( 3 – 4) лет  важен непосредственный контакт взросого и ребёнка, а также опора на зрительные изображения. Взрослый является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

       Перед началом игры взрослый должен познакомить ребёнка с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. Взрослому желательно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал».

  Для детей (4 – 5) лет ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое?», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе?», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде?», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных взрослым) и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность. Таким образом, речевые игры для увеличения словаря дошкольников служат средством полноценного общения и развития личности.  Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.

 

 

УСПЕХОВ ВАМ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные дидактические игры для развития речи у дошкольников"

В представленной консультации, сделанна подборка игр  для родителей с детьми для речевого развития. ...

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...

Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...

Буклет «Игра как средство развития речи и активизации словаря детей дошкольного возраста»

laquo;Именно в игре ребенок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо.Не поучать и обучать, а играть с ним,фантазировать,  сочинять, придумывать - вотчто необходимо ребенк...