Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов развития речи. Учёными доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанно с речевой функцией. Поэтому есть все основания предположить, что кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая связана с овладением предметными действиями, развитием письма, продуктивных видов 73 деятельности и речью ребенка (Н. Н. Новикова, В. Н. Бехтерев, М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова и др.). Развитие мелкой моторики пальцев рук благополучно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы. Отсюда можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, а также имеет большое значение. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а рука – это инструмент всех инструментов, Это объяснение того, как развивается ребенок. Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Анализируя ситуацию, которая в настоящее время складывается в системе воспитания и обучения детей, можно заметить, что более заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что у них полноценный слух и сохранный интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи, способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов. Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев и кистей рук обладают стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Выполнение такой работы способствует улучшению произношения многих звуков, что способствует развитию речи ребёнка. Ведущую роль в организации коррекции нарушений мелкой моторики играет учитель-логопед. Для повышения эффективности такой работы мы стараемся: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию мелкой моторики систематической. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). В своей практике коррекционно-логопедической работы мы используем разнообразные приемы и средства: - дидактические игры «Делаем бусы», «Геометрические фигуры», «Зашнуруй ботинки», «Поделки из семян», «Работа из палочек», мозаика, камешки Марблс, веселые прищепки, игры с крупами, скрепками, крышкам; - физкультминутки, массаж кистей рук, Су-Джок терапия; - рисование по трафаретам, лепка, штриховка, аппликация, вырезание ножницами; - песочная терапия, игры с сухими бассейнами; -пальчиковые игры со стихами. И, конечно же, важно наладить взаимодействие с воспитателем группы для продолжения коррекционной работы и закрепления результатов. Взаимодействие воспитателя и логопеда в устранении дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин: биологическими и социальными. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития. Совместно с воспитателем планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Для этого существует тетрадь взаимодействия. В нашем дошкольном учреждении учителем-логопедом и воспитателем разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками процесса: - использование заданий по развитию мелкой моторики в режимных моментах и совместной деятельности с детьми; - создание в группе условий для развития мелкой моторики; - в группе выделено место «сенсорная зона, зона конструирования», в которой находятся игры и пособия для развития мелкой моторики, которые использует не только педагог, но и дети в самостоятельной деятельности; - изготовление игр и пособий для развития мелкой моторики; - проведение консультаций для родителей по развитию мелкой моторики; - совместное с логопедом и воспитателями оформление стендов с наглядной информацией по развитию мелкой моторики. - в группе имеются разнообразные виды вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки и штриховки подобраны по лексическим темам. Таким образом, систематически проводимая работа с детьми по развитию мелкой моторики в тесной взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда дает хорошую положительную динамику для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_statya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов развития речи. Учёными доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанно с речевой функцией. Поэтому есть все основания предположить, что кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая связана с овладением предметными действиями, развитием письма, продуктивных видов 73 деятельности и речью ребенка (Н. Н. Новикова, В. Н. Бехтерев, М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова и др.).

Развитие мелкой моторики пальцев рук благополучно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы. Отсюда можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, а также имеет большое значение.

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а рука – это инструмент всех инструментов, Это объяснение того, как развивается ребенок. Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Анализируя ситуацию, которая в настоящее время складывается в системе воспитания и обучения детей, можно заметить, что более заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что у них полноценный слух и сохранный интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи, способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев и кистей рук обладают стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Выполнение такой работы способствует улучшению произношения многих звуков, что способствует развитию речи ребёнка. Ведущую роль в организации коррекции нарушений мелкой моторики играет учитель-логопед. Для повышения эффективности такой работы мы стараемся:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию мелкой моторики систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

В своей практике коррекционно-логопедической работы мы используем разнообразные приемы и средства:

- дидактические игры «Делаем бусы», «Геометрические фигуры», «Зашнуруй ботинки», «Поделки из семян», «Работа из палочек», мозаика, камешки Марблс, веселые прищепки, игры с крупами, скрепками, крышкам;

- физкультминутки, массаж кистей рук, Су-Джок терапия;

- рисование по трафаретам, лепка, штриховка, аппликация, вырезание ножницами;

 - песочная терапия, игры с сухими бассейнами;

-пальчиковые игры со стихами.

И, конечно же, важно наладить взаимодействие с воспитателем группы для продолжения коррекционной работы и закрепления результатов. Взаимодействие воспитателя и логопеда в устранении дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин: биологическими и социальными.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает внимание на особенности речевого развития. Совместно с воспитателем планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Для этого существует тетрадь взаимодействия.

В нашем дошкольном учреждении учителем-логопедом и воспитателем разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками процесса:

- использование заданий по развитию мелкой моторики в режимных моментах и совместной деятельности с детьми;

- создание в группе условий для развития мелкой моторики;

- в группе выделено место «сенсорная зона, зона конструирования», в которой находятся игры и пособия для развития мелкой моторики, которые использует не только педагог, но и дети в самостоятельной деятельности;

- изготовление игр и пособий для развития мелкой моторики;

- проведение консультаций для родителей по развитию мелкой моторики;

 - совместное с логопедом и воспитателями оформление стендов с наглядной информацией по развитию мелкой моторики.

- в группе имеются разнообразные виды вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки и штриховки подобраны по лексическим темам.

Таким образом, систематически проводимая работа с детьми по развитию мелкой моторики в тесной взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда дает хорошую положительную динамику для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Презентация Проект "Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи» "

         Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько поло...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...