Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время. Основной целью в формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте и стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_5.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время.

Основной целью в формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте и стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

- формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;

- выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;

- развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

В своей практике я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте:

Подготовительный этап.

Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.

Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.

Вот какие игры мы проводим

• «Услышишь – хлопни»;

• «Узнай, что звучит?»;

• «Где звучит колокольчик?»;

• «Покажи картинку»;

• «Громко – тихо»;

• «Кто сказал?».

Основной. На этом этапе происходит знакомство с речевыми звуками. Главное - формирование фонематических процессов. Как происходит знакомство с гласными звуками?

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [А].  

Начинаем с артикуляционной гимнастикой.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;

- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

 Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

 Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогичным образом.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учу ребенка слышать гласные звуки. Например, найди звук [А]

• в ряду других звуков: а, у, и, а, о

• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

• в ряду слов: аист, усы, артист, осы

• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаю запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Прошу ребенка посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).

Рассматриваются элементы, их количество. Заучиваем стишки для запоминания образа буквы

• Покатилось колесо, превратилось в букву О;

• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

   С коготочком на конце.

   Коготок-царапка,

   Как кошачья лапка”.

Ребенок изображает буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображает буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу, я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• Вылепить из пластилина, теста;

• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов использую и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, перехожу к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ:

• определение порядка звуков в слове;

• выделение отдельных звуков

• различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут выявить невидимую трудность - фонетико-фонематического недоразвития. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная работа окружающих ребёнка взрослых людей (педагогов и родителей).

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т. п.).

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речи очень важна помощь родителей, поэтому в домашних заданиях я предлагаю такие игры, как «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, «Пересчитай предметы» (на согласование существительных с числительными) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"

Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Презентация «Игровая технология как средство обучению ПДД детей дошкольного возраста»

Презентация для детей старшей и подготовительной к школе групп по изучению ПДД....

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ

В статье представлены игры и гровые технологии, используемые при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями...

Игровые технологии как средство обучения грамоте.

Игровые технологиикак средствообучения грамоте...

«Игровые технологии как средство обучения грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста  к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в  педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошко...