«Игровые технологии как средство обучения грамоте»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Силютина Алла Викторовна

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста  к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в  педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия.

И тогда на помощь педагогу приходят игровые технологии.

  • Использование наглядного моделирования;
  • Игровые приемы с использованием наглядного моделирования;
  • Проектный метод;
  • Технология ТРИЗ;
  • Компьютерные технологии;
  • Использование видеоматериала.
  • Элементы игрового стретчинга (новая здоровьесберегающая технология)

     Использование  игровой технологии  позволяет формировать  такие  важные качества личности, как  наблюдательность, сообразительность, смекалка; учит выдержке, настойчивости, развивает у детей умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Выбранная воспитателем  ориентация на реализацию игровых технологий  как одного из способов обучения грамоте делает работу эффективной и плодотворной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_kak_sredstvo_obucheniya_gramote.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

«Игровые технологии как средство обучения грамоте»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста  к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в  педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия.

И тогда на помощь педагогу приходят игровые технологии.

  • Использование наглядного моделирования;
  • Игровые приемы с использованием наглядного моделирования;
  • Проектный метод;
  • Технология ТРИЗ;
  • Компьютерные технологии;
  • Использование видеоматериала.
  • Элементы игрового стретчинга (новая здоровьесберегающая технология)

        Использование  игровой технологии  позволяет формировать  такие  важные качества личности, как  наблюдательность, сообразительность, смекалка; учит выдержке, настойчивости, развивает у детей умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Выбранная воспитателем  ориентация на реализацию игровых технологий  как одного из способов обучения грамоте делает работу эффективной и плодотворной.

В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача воспитателя состоит в том, что бы совместно с педагогами ДОУ и родителями, обеспечить каждому ребенку того уровня развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

         Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

1.      Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя (при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

2.   Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

 3.  Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

 4.  Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, А — плачет Аленка, Р — рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира. 5.    Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение  имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры. В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников  к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:

 1.     Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

 2.    Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

 3.    Ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений. Грамотная, четкая, чистая, ритмичная и правильная речь — это дар, она приобретается благодаря совместным усилиям, воспитателей, всех специалистов детского сада, родителей и многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. Спланированная работа с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, позволила мне целенаправленно и комплексно осуществлять процесс.

Применяемые мною игровые технологии используются в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

 Поставленная таким образом работа обеспечивает высокий уровень интеллектуального, речевого, физического и психического развития ребёнка.

 Считаю, что наибольшей эффективности в  работе с детьми, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями.

         При планировании работы ставлю цель — повышение интереса к  работе и заинтересованность семьи в успешном решении общеразвивающих задач. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для работы с детьми. Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного включения их в работу группы использовала разнообразные формы: анкетирование, семинары –практикумы, консультации. Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Дети в месте со сказочными героями путешествуют в страну Звуков, в страну Азбуку. Путешествовать на образовательной деятельности по обучению грамоте помогает наглядное пособие, которое дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Наглядное пособие — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
                              Мастер – класс для педагогов

«Игровые технологии как средство обучения грамоте»

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников и школьников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Своё выступление мне хочется начать с высказывания:

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                  

                                                                                   В.А.Сухомлинский

То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребёнку. Усвоение новых фонетических понятий и навыки формирования основ грамоты осуществляется чаще всего через игру.

Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Применяемые мною на практике игры по развивающим задачам условно я разделила на следующие группы:

1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове. Автор: И. А. Кравченко.

2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению. Автор: Н. В. Дурова

3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике. Авторы: Н. В. Новоторцева, И. Р. Калмыкова

4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис. Автор: В. В. Мамаева

5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения. Авторы: Н. С. Варенцова, В. В. Мамаева.

На практике вы можете как используются игровые технологии, направленные на формирование способности ориентироваться в звуковой и знаковой системе языка:

«Лингвистический эксперимент» - при обучении детей вычленению ударения я провожу такой эксперимент. Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу трёхсложное слово. Почему свеча погасла при произнесении последнего слога? – потому что последний слог ударный, он произносится с силой, усиливается напор потока выделяемого воздуха.

Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

Когда у детей сформированы понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. умственное действие звукового анализа слова перешёл во внутренний план, провожу игру:

«Два короля».

- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми.

А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля.

Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)

Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)

В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.

Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:

«Какая буква выглянула в окошко? » 

В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.

В игре «От какой буквы деталь? » по недописанной детали дети должны дописать букву, вариантов может быть несколько.

Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы но и развивают пространственное мышление и внимание.

Наступает время, когда дети знают многие буквы. Теперь необходимо научить его читать слоги. Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого и успешного освоения навыков чтения.

Игра Слоговой домик 

способствует запоминанию слога, сортировке их по гласной или согласной букве, учит быстро читать слоги.

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний.

На отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "подъезд", по вертикали - "этаж", приклейте слог на его место.

После занятий с группой слогов давайте ребенку вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ваш ребёнок будет видеть свои успехи в освоении чтения.

Варианты:

Называйте слоги, предлагайте ребенку быстро найти их в таблице.

Читайте по таблице цепочки слогов: по гласной букве (МА - НА - РА - ЛА - ПА - ТА - КА - СА, по согласной (ПА - ПО - ПУ - ПЫ - ПИ - ПЕ). Постепенно увеличивайте скорость чтения.

Поиграйте в игру "Доскажи словечко". Покажите ребенку какой-либо слог в таблице. Пусть ребенок его прочитает и придумает слово, начинающееся на этот слог.

Загадывайте слова по таблице. Для этого покажите слоги задуманного вами слова в таблице по порядку, ребенок про себя прочитает слоги, сложит их в слово и назовет отгадку. А в следующий раз предложите ребенку загадать, таким образом, слово для вас. Не забудьте подыграть ребенку: специально ошибитесь при прочтении слова, а ребенок с радостью вас поправит.

«Прочитай слово по его половине» 

способствуют профилактике различных ошибок при письме.

Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова)

Таким образом, игры, предложенные на формирование первоначальных навыков чтения, способствуют закреплению понимания прочитанного, т. е. осознанному чтению, что очень важно на первоначальных этапах формирования слогового чтения.

Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей. Тема: "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей"

Сообщение подготовлено на педагогичкский семинар для воспитателей детского сада, составлено из личного опыта работы с детьми по побучению грамоте....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.   От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в ...

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ

В статье представлены игры и гровые технологии, используемые при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями...

Игровые технологии как средство обучения грамоте.

Игровые технологиикак средствообучения грамоте...

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одн...