Мнемотехника во второй младшей группе
консультация по логопедии (младшая группа)

Кононенко Людмила Васильевна

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем  использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем  использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь ( как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни , она помогает устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. 

Начиная со 2-й младшей группы, можно использовать мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак,  какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов). Для начала необходимо познакомить детей с графическим способом предоставления информации.Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

   Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.  

     Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.Переводить картинки частично в графический вид можно с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в практике могут появитьсямнемотаблицы.

    Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Мнемотаблицы могут быть:

      - предметные;

      - предметно- схематические;

      - схематические.

     Предметные мнемотаблицы  используются в работе с детьми младшего  возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста.

 Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

  1. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  2. перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
  3. после перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того, основывается на комплексном подходе, включающем:

-решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам. 

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности  каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.Данная экспресс-диагностика предназначена для обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития, рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе.Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному  составлению рассказов. Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. 

Начиная со второй младшей группы обследование рекомендуется проводить в начале учебного года –  сентябрь и в конце учебного года – май. В качестве наглядных опор могут послужить одна из сюжетных картинок:  «Дети играют в детском саду»,  «Игры на прогулке»,  «Стирка»,  «Семья»; иллюстрация к сказке  «Репка», книга стихов А.Барто, для уточнения словарного запаса

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной НОД во второй младшей группе с использованием «Мнемотехники». Тема: «Фрукты. Качественные признаки»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».Цель: способствовать развитию речи, как средства общения через интеграции образовательных областей: познани...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Мнемотехника» во второй младшей группе. Тема: «Покормим птиц».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Мнемотехника» во второй младшей группе.Тема:  «Покормим птиц».Воспитатель: Быченко Наталья Викторовн...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»

     Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...

Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе. Тема: Заучивание стихотворения «Фрукты».

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты". В конспекте содержится мнемотаблица для заучивания стихотворения....

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники во второй младшей группе по сказке «Теремок»

формировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу совместно с воспитателем...