Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.
материал по логопедии

Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаимным заменам звуки, имеющие примерно одинаковую частоту колебаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические пособия и

игры  по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного

возраста.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Петрова О.В.

Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаимным заменам звуки, имеющие примерно одинаковую частоту колебаний. По акустическому сходству смешиваются следующие фонемы:

- парные звонкие и глухие согласные: [б-п], [в-ф], [г-к], [д-т], [з-с], [ж-ш];

- свистящие и шипящие: [с-ш], [з-ж], [с-щ];

- аффрикаты: [ч-щ], [ч-ц], [ч-т´], [ц-т], [ц-с];

- сонорные: [р-л];

- заднеязычные: [г-к-х];

- гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];

- лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].

Причем смешиваются между собой и с любым из своих компонентов.

Этот вид дисграфии отражается и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (письмо - «писмо», любит - «лубит», лежат - «лижат»).

Частыми ошибками на письме являются замены гласных в ударном положении: ю-у (лучи - «лючи»), е - и (лес - «лис»).

Фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию.

Если фонематический слух – это распознавание звуков по их акустическим признакам, то фонематическое восприятие – это умственные действия по звуко-слоговому анализу.

При нарушении фонематического слуха следует нарушение письменной речи. Ребёнок пишет слова так же дефектно, как он их слышит, смешивает близко звучащие фонемы так, что слово часто меняет свой смысл.

Роль слухового анализа в осуществление письма, являющегося непосредственной функцией височной доли коры головного мозга огромна и необходима для нормального осуществления сложного психологического строения письма.

Очевидно, что нарушение психофизиологического процесса письма будет тем больше, чем большую роль данное частное условие играет для его

нормальной работы. А.Р.Лурия, подчёркивает, что высшая форма фонематического слуха проявляется в способности выделять звуки в слове и устанавливать последовательность звуков, что формируется под влиянием обучения.

Недоразвитие дифференцированного слуха и речи ребёнка впоследствии вызывает затруднение при обучении письму. Отсутствие умения выделить и достаточно правильно различить нужные звуки – ребенок лишается одной из важных предпосылок правильного письма.

Практика показывает, что отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения учеником программного материала по письму. У него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормой в речевом развитии вырабатываются ещё до 7 лет.

Но, однако, порождение предпосылок акустической дисграфии наблюдаются ещё в дошкольном возрасте. Если ребёнок к семилетнему возрасту не различает на слух близкие акустические звуки, то впоследствии на письме будут замены букв. Для решения этой важной проблемы необходимо принять соответствующие меры, направленные на профилактику нарушений письменной речи, в частности акустической дисграфии.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. 

Основные задачи коррекционного обучения:

 -Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым и сложным формам звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-Определение положения звука по отношению к другим звукам.

 Упражнения для коррекции акустической дисграфии. 

Для профилактики можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним:  

1.Мазанова Е.В. Альбов 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. – М: Издательство «ГНОМ и Д».

2.Мазанова Е.В. Альбов 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. – М: Издательство «ГНОМ и Д».

3.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. – М: Издательство «ГНОМ и Д».

4.Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. – М: Издательство «ГНОМ и Д».   5.Рязанцева Ю.Е. Лабиринты. Профилактика проблем с письмом. Рабочая нейротетрадь для дошкольников.

Игры  по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного   возраста.

«Слушай, называй»

 Цель:  
- Обследование фонематического слуха.

- Развитие слухового внимания.

- Анализ звукового состава слова.

- Тренировка фонематического восприятия. 

В комплекте 27 карточек для обследования и развития фонематического восприятия.

С одной стороны карточек написаны два слова, сходных по звучанию: крыШа-крыСа, Почка-Бочка, уДочка-уТочка. С другой - картинки к этим словам.

Карточки с картинками помогут обследовать фонематический слух у детей с нарушениями речи. Ребенок может неправильно повторить слово, но понять сказанное и указать на нужную картинку.

Комплект подойдет для индивидуальных занятий: зачитайте слово и попросите ребенка подобрать карточки с похожим звуком. Или групповых: разделите детей на две команды, одна собирает звук Б, другая П. 

Перфокарты в работе по формированию фонематического слуха.

Цель:
Нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания.
Перфокарта – это индивидуальная карточка с отверстиями в определенных позициях, а также  чистый лист бумаги внутри. На карте находятся окошки для фиксирования ответов детей. Для игры изготовлены перфокарты на дефектные звуки речи (С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л, Р).  На каждой карте  картинки, а под каждой картинкой окошко. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук.  Под карту кладется лист  бумаги. Задача игрока – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и поставить в окошке под картинкой любой значок (крестик, кружок). После этого лист бумаги вынимается,  и все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.

«Игры в прятки», «Звуковое лото»

 Цель:

Развивать фонематический слух; учить слышать и выделять первый звук в слове и соотносить его с определённой буквой. 

Игра-лото
«Футбольный мяч» 

Цель:

Дифференциация звуков  С-Ш, Р-Рь, Л-Ль, Ш-Ж. 

Нужно распечатать картинки, подготовить белые и черные многоугольники по шаблону. Предложить, например, ребенку закрыть  многоугольники с картинками со звуком С-черными многоугольниками, со звуком Ш-белыми многоугольниками, чтобы получился футбольный мяч.

Интерактивные игры «Звуковой  калейдоскоп» 

Цель: Развитие фонематического слуха и звуко - буквенного анализа.

Набор из  интерактивных игр способствует:

• развитию навыка различения гласных и согласных,

• активизации слухового внимания,

• развитию зрительной и слуховой памяти,

• развитию чувства языка с помощью подбора рифм,

• формированию навыка звуко-буквенного и слогового анализа слова,

• формированию фонематического внимания и восприятия.


Эко-лабиринт 
«Умные дорожки» 

Цель:

Развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений.

Нейротренажер развивает мелкую моторику, ускоряет развитие нейронных связей и общее развитие ребенка, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание, развивает логику и воображение. Эко-лабиринт изготовлен из дерева-экологически чистого и гип аллергенного материала. Эко-лабиринт представляет собой панель с прорезями-дорожками, по которым передвигаются машины с буквами и картинками. 

Варианты игры различны:

1.Подобрать к определённой букве картинку. Например, можно предложить ребёнку поиграть в игру «Доставь груз», и сказать ребёнку, что у нас есть база «А», нужно доставить груз на базу «А», т.е. выбрать машинки с картинками, названия которых начинается на звук А.

2.Дифференциация звуков. Машинки распределены по всей части  лабиринта. Можно предложить ребёнку поиграть в игру «Парковка». Нужно машинки с картинками, названия которых начинается на звук  К отправить на парковку с буквой К, а машинки с картинками, названия которых начинается на звук Г отправить на парковку с буквой Г.

 3. «Составить слово из первых букв названия картинок». 

Раздаётся схема, нужно расставить машинки с картинками по схеме, назвать картинки, выделить первый звук и из первых звуков названия картинок составить слово, выложить слово из букв.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нар...

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Данный материал рекомендован педагогам как основа  консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

«Профилактика артикуляторно- акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Профилактика дисграфии- актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образо...

"УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ". Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания), характеризуется трудностями различения некоторых акустически близких звуков на слух и ведёт к частым заменам на письме дв...