Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии

Егупова Татьяна Фёдоровна

Занятие направлено на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях; на активизацию словаря по теме "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_avtomat.l.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия«Автоматизация звука [Л] в словах,словосочетаниях, предложениях»

Цели:

- автоматизировать звук[Л] в словах, предложениях;

- развивать пространственную ориентацию;

- формировать умение оценивать свою деятельность;

- воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим,любовь к природе;

- стимулировать внимание,учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие,интонационную выразительность;

- активизировать словарь по теме «Птицы»;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа, существительные родительного падежа, притяжательные прилагательные,согласовывать числительные с существительными;

- формирование навыка правильного чтения.

Оборудование:картинка-символ звука [Л], «птичий домик»,предметные картинки с изображением птиц, карточки-задания «Найди букву Л»,геометрические фигуры с буквами, разрезная сюжетная картинка на  ребёнка, картинки«Найди отличия».

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И подумайте, как хорошо,что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

- Начнём занятие!

2. Актуализация темы занятия

- Послушайте весёлую скороговорку и определите, какой звук повторяется в ней чаще других?

Галка села на палку,

Палка ударила галку.

- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?

- Да, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, предложениях.

- А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).

3. Артикуляционные упражнения.

- Выполним упражнения для язычка.

«Часики»,

«Качели»,

«Вкусное варенье»,

«Накажем непослушный язычок»,

«Почистим верхние зубки»,

«Маляр»,

«Индюк»,

«Лошадка».

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается,

А губки улыбаются.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л – получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный.

- Дайте характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Выберите символ звука[Л].

- На что похож этот звук? Послушайте! (Летит и гудит самолёт). (Выставляется картинка-символ звука[Л]).

- Произнесите звук [Л]! Старайтесь, следите за произношением звука [Л].

5. «Хлопни в ладошки,если услышишь в слове два звука [Л]»

- Подошёл, плыл, колол,посадил, делал, закрыл, лазил, гладил,уронил, наладил, горел, увидел, ловил,ломал, глотал, вертел, колокол, лопнул,крокодил, слушал, служил, слышал, пропал,получил, улыбался, алфавит, балалайка,гладиолус.

6. Развитие ориентации в пространстве.

- Перед вами геометрические фигуры.

- Положите перед собой квадрат,

слева от квадрата положите треугольник,

справа от квадрата положите прямоугольник ,

между квадратом и прямоугольником положите круг,

между треугольником и квадратом положите ромб.

- Прочитайте слово. (Птицы).

(Дети получают второй фрагмент картинки).

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах).

- А каких вы знаете птиц? (Ответы детей).

7. Определение наличия звука [Л] в названиях птиц.

- А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л].

- Какие это птицы?

- Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её.

- Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса;

- щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски;

- соловей – самый знаменитый певец в России.

(Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик).

- Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка).

- Названия каких птиц,заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл,щегол).

- Где находится звук[Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова).

8. Образование существительных множественного числа именительного падежа.

- В нашем домике по одной птичке каждого вида, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?

(Дятел — дятлы, т.д.)

9. Согласование числительных с существительными.

- Я назову число, а вы –такое же количество указанных мною птиц.

- 5. (Пять дятлов).

- 3. (Три ласточки). И т.д.

10. Образование существительных родительного падежа.Игра «Кого не стало»

- А как птицы передвигаются? (Они летают).

- Птицы любят перелетать с места на место. В нашем птичьем домике осталось пять птиц. Запомните, кто в домике. Закройте глазки.

- Нет кого? …

11. Образование сложных прилагательных

- А чем же птицы отличаются друг от друга? (Размером, окраской).

- У галки чёрные крылья.Галка какая? (Чернокрылая).

- У дятла красная голова.Дятел какой? (Красноголовый).

- У ласточки короткие лапы. Ласточка какая? (Короткопалая).

- У иволги жёлтые перья.Иволга какая? (Желтопёрая).

12. Образование притяжательных прилагательных

- А клюв голубя? (Голубиный).

- Клюв соловья? (Соловьиный).

- Клюв глухаря? (Глухариный).

- Клюв галки? (Галочий).

13. Активная пауза. «Будь внимателен!»

- Давай немного отдохнём, поиграем в игру и посмотрим,кто у нас самый внимательный.

- Если я говорю слово«зайчики», вы будете прыгать, «лошадки»— как бы ударять «копытом» об пол, «раки»— пятиться, «птицы» — делайте взмахи руками, «аист» — стойте на одной ноге.

14. Составление разрезной картинки.

- Вот теперь у тебя достаточное количество фрагментов картинки.

- Соберите картинку.

- Что изображено на картинке?

15.«Какое слово не подходит?»

- Голубь, голубок,голубизна, голубка, голубятня.

- Соловей, соловушка,совет, соловьи, соловьиный.

- Иволга, голубь, щегол,барсук.

- Галка, кормушка,глухарь, ласточка.

16. Рефлексия.

- У нас на столе лежит белый конверт. Достаньте его содержимое.Приклей на верху листа солнышко,облако или тучку, в зависимости от того,какое настроение у вас было на занятии.

- Приклейте человечка на то место «скалы знаний», до которого вы добрались на сегодняшнем занятии.

- Спасибо за занятие.Ты можешь идти в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук Р в словах и предложениях"

Индивидуальное интегрированное логопедическое занятие (звукопроизношение+развитие речи) для детей страшего дошкольного возраста....

Конспект "Автоматизация звука Л в словах и предложениях"

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р.  на тему "Автоматизация звука Л в словах и предложениях" с использованием современных...

конспект "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Профессии."  с испол...

Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях.

Данный материал может быть использован логопедами, воспитателями, а также родителями для автоматизации звука [Р] во всех позициях. А именно: автоматизация звука  [ Р ] в начале слова, в середине ...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Чтобы поставленный звук вошел в речь, у детей с общим недоразвитием речи, нужно приложить немало усилий. Основная задача педагога замотивировать ребенка в произношении правильного поставленного звука....

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...