Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Коснпект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях. 

Цель занятия: создание условий для закрепления правильного произношения звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

 «Морское путешествие»

Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для закрепления правильного произношения звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

- уточнить изолированное произношение звука [л];
- закрепить умение правильно произносить звук [л] в слогах, словах и фразах;
- уточнить характеристику и артикуляцию звука [л]; 

-упражнять в выделении звука из ряда других звуков, слогов, слов;

-расширять словарный запас;

- закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме единственного и множественного числа;

- закрепить умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями; 

- закреплять умение согласовывать существительные единственного и множественного числа в Р.п.;

- закрепить умение согласовывать существительные с количественными числительными.

Коррекционно-развивающие:

- развивать  фонематические процессы;

- развивать слуховую память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развивать общую моторику;

- развивать межполушарные связи;

-развивать пространственную ориентировку;

- способствовать развитию и обогащению словаря.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать педагога, выполнять поставленные задачи;

-прививать навыки самоконтроля за речью;

-воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: игрушки: кораблик, капитан, мышка, акула; нейропланшет, межполушарные доски, предметные картинки, картинка с изображением острова, ракушки, грамматические лупы, фишки для обозначения характеристики звука.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Введение темы занятия.

Логопед организует приветствие.

- Ты любишь путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, поезде, машине, корабле)

- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по морю, посмотри, на каком корабле мы поплывем (логопед показывает корабль).

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

- Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Сначала необходимо подкрепиться (упражнения: «месим тесто», «блинчик», «вкусное варенье»).

- Перед выходом в море проверим как мы перенесем качку (упражнения: «качели», «часики»). Качка нам не страшна.

- Посмотрим, как на нашем корабле развеваются флаги (упражнение: «почистим верхние зубки»). Покажем красивый парус (упражнение: «парус»).

 - Нам необходим попутный ветер. Покажи, как будет дуть ветер и подгонять наш кораблик. (Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох через рот).

3.  Анализ  артикуляции  звука [л].  Произношение  изолированного  звука

- Вот гудит наш корабль и приглашает подняться на палубу. Корабль гудит «л-л-л». Давай вспомним, как произносится звук [л]. 

Когда мы произносим звук [л] губы открыты и «не работают», зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы, воздушная струя идет по бокам языка, она тёплая.

Л: Можно ли петь звук [л]?

Р: Нет.

Л: Этот звук является гласным или согласным? 

Р: Звук [л] согласный.

Л: Приставь  руку к горлышку и говори  [л]. Дрожит  горлышко? 

Р: Да, горлышко дрожит. 

Л: Значит,  голосовые связки  вибрируют, звук [л] – звонкий. Значит звук [л] согласный, твердый, звонкий. 

Ребенок выкладывает фишки согласный звук, твердый, звонкий.

4. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарных связей, автоматизация звука [л] в слогах.

- Пора подниматься на кораблик по трапу. Ты знаешь, что такое трап?

- Это такая специальная лестница, по которой пассажиры поднимаются на борт корабля. Вот и наш трап (логопед выкладывает межполушарные доски в разных позициях). Шагаем по лесенке пальчиками и произносим слоги:  «ла-ло-лу-лы»,  «ала-оло-улу-ылы».

5. Кинезиологическая зарядка «У капитана все окей».

- На корабле нас встречает капитан. Он тоже любит море, как ты. Капитан главный человек на корабле. Капитан готов к путешествию. А ты готов?

(логопед просит ребенка показать одной рукой знак «окей», а вторую руку приставить ко лбу и «посмотреть вдаль», затем руки поменять, постепенно ускоряясь).

6. Развитие фонематического восприятия, памяти

- Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом. Послушай как плещутся волны и повтори за мной (логопед говорит слоговые цепочки, ребенок повторяет)

 ла-ла; ло-лу; ла-ла-ло; лу-лы-ла; ала-оло-улу.  

7. Развитие общей моторики

- Вот мы и плывем. Выходи скорей ко мне и поиграем в игру «Кораблик»

(ребенок приглашается на ковер для подвижной игры).

Подвижная игра «Кораблик».  

По морю плывет кораблик,

(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,

(приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,

(приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

(показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!

(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

- Ты узнал, кто же эти четыре храбрых моряка? (Мыши). На корабле всегда живут мыши и крысы, они всегда первыми покидают корабль в случае опасности. Бегут с тонущего корабля.

Логопед показывает мышку:

- Ты вспомнил эту мышку? Она помогала тебе учить звук [л]. Давай возьмем с собой мышку, раз они должны быть на корабле. Посади ее в кораблик.

8. Развитие фонематических представлений

- Садись на свое место, мы плывем дальше. Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Как много здесь ракушек (логопед кладет на стол лоток с ракушками).

- Давай их соберем. Как только услышишь звук [л] среди других звуков, в слогах и словах, бери ракушку и клади в кораблик.

(Звуки: м, л, н, в, л, а, в, л. Слоги: ва, ла, ом, ал, ул, ур, ры, лы. Слова: мак, рак, лак, рожки, ложки, ноготь, колоть, луна, волан)

Ребенок собранные ракушки складывает в кораблик.

9. Автоматизация звука [л] в словах, развитие пространственной ориентировки

- Посмотри, кто выплывает к тебе из воды? Это акула, она живет на этом острове. Ее зовут Лола. Она тебе очень рада и хочет с тобой поиграть

(логопед выкладывает нейропланшет перед ребенком)

- Капитан в море ориентируется на компас (показать ребенку), чтобы понимать куда плыть, компас показывает четыре стороны света – север, юг, запад, восток. Давай посмотрим, как ты ориентируешься. Покажи правую руку, левую руку, где вверх, где низ? (ребенок показывает)

- Слушай внимательно и открывай те окошки, которые акула Лола тебе скажет. Там спрятаны картинки, их нужно назвать и следить за звуком [л].

- Открой правое верхнее окошко, левое нижнее и т.д. (ребенок открывает окошки и называет картинки со звуком[л])  .

10. Развитие грамматических категорий, автоматизация звука [л] в словосочетаниях

- Лола очень веселая акула. Какая акула? (веселая акула).  Она хочет поиграть с тобой. У нее есть веселые лупы, повтори, что есть у акулы? (веселые лупы). Акула предлагает тебе поиграть в игру «Чего нет?», «Назови ласково», «Посчитай-ка».

- Акула еще принесла для тебя картинки, назови их (ребенок называет картинки  и следить в речи за звуком [л]).

- Посмотри, тебе нужно выбрать картинки, о которых можно сказать «мой», «моя», «мои», «моё»  и назвать.

Проводится игра с грамматическими лупами «Мой, моя, мои»

 11.Автоматизация звука [л] в предложениях 

- Акула Лола проголодалась после игр, она приготовила тарелку, вилку с ножом и ждет лакомства. Чего ждет акула Лола? (Акула Лола ждет лакомства).

Выбери картинки, на которых изображены съедобные предметы и накорми акулу.

Акула Лола съела салат, желудь, голубику, колосок, колобка и т.д.

Можно усложнить: Голодная Акула Лола съела….

12. Итог занятия

- Ты молодец, накормил акулу. Пора возвращаться домой.

– какой звук мы сегодня повторяли?

- вспомни слова со звуком [л]

- что тебе больше всего понравилось?

- акула Лола сказала, что ты молодец! Что сказала акула? (ребенок отвечает полным ответом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях.

Данный материал может быть использован логопедами, воспитателями, а также родителями для автоматизации звука [Р] во всех позициях. А именно: автоматизация звука  [ Р ] в начале слова, в середине ...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях"

Занятие направлено на автоматизацию звука [Л] в словах, предложениях; на активизацию словаря по теме "Птицы"...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Чтобы поставленный звук вошел в речь, у детей с общим недоразвитием речи, нужно приложить немало усилий. Основная задача педагога замотивировать ребенка в произношении правильного поставленного звука....

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

И.А.Матыкиной Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте, автоматизации звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель непосредственно образовательной деятельности: закрепление навыка четкого произнесения звука Р в словах, словосочетаниях, предложения на речевом материале по теме «Цирк». Занятие...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....