Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
учебно-методический материал по развитию речи
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
(подготовительная группа)
Цель: Закрепить четкое произношение [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- закреплять артикуляцию звука л
- знать характеристику звука
- учить определять наличие звука в слове, называть слова со звуком л, находить картинки со звуком л
- развивать слуховое внимание и память
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой и общей моторики
- развитие фонематического слуха
- развитие внимания, памяти и логического мышления
3. Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим
- воспитывать усидчивость, активность, желание преодолеть дефект
Оборудование: Зеркала, сигналы, профиль, иллюстрации: Девочка Лана, гора, колобки для мимических упражнений и "кружки" для дыхательной гимнастики, картинки (луна, лыжи, лук, лось, лак, лампа; медведь, заяц, кошка, диван, кровать).
Карточки со словами: большой, коричневый, горький полезный, лук, лиса.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Л: - Здравствуй , сегодня индивидуальное занятие проведу у тебя я, зовут меня Юлия Ивановна. Мы будем учиться на занятии правильно и красиво говорить.
Л: - А что помогает нам красиво правильно говорить?
Д: - Органы артикуляции.
Л:- Сегодня к нам на урок пришла гостья, а как ее зовут ты скажешь, если правильно разложишь буквы.
на Ла– Лана
-Правильно, нашу гостью зовут Лана. Она будет наблюдать за твоей работой на уроке.
2.Подготовительная работа:
А) Мимическая гимнастика « Мимические упражнения»
Л: - Выполним мимические упражнения. Посмотри на доску, какие замечательные колобки пришли к нам в класс вместе с Ланой, давай поздороваемся с ними, повторяя их выражение лица. Возьми зеркало.
Д: - берет зеркало и повторяет мимику.
Л: - Какого колобка оставим на уроке ( улыбающуюся)
Л: - Какие упражнения вы выполняли?
Д: - Мы выполнили мимические упражнения.
Б) Дыхательная гимнастика.
Л: -Выполним упражнение на дыхание, будем учиться правильно дышать, вдох через нос, выдох через рот. (следить за дыханием , чтобы не поднимались плечи). Используем продувки.
Л: - Чему ты научился, выполняя задание?
Д: Мы учились правильно дышать.
В) Упражнения для силы голоса.
-Выполним упражнения для голоса. Будем учиться говорить громко и тихо.
Л: - Посмотри какая большая гора, давайте поднимемся на нее!
Для того чтобы подняться на нее, для этого мы должны громко произнести звук[а], а спускаемся вниз на звук [у] ,понижая голос.
Как мы учились говорить?
Д: - Мы учились говорить громко, тихо.
Г) Пальчиковая гимнастика
- Давай выполним пальчиковую гимнастику, и покажем Лане, как хорошо это у нас получается.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Пальцы - дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять
Л: - Лане очень понравилась наша пальчиковая гимнастика! А тебе понравилась?
Д: - Да, понравилась.
Д) Артикуляционная гимнастика.
Выполним артикуляционную гимнастику. Чтобы правильно говорить.
«улыбка»
«заборчик»
«хоботок»
«лопатка»
«трубочка»
« трубочка – улыбка»
«качели»
Л: - Какую гимнастику мы выполняли? Для чего?
Д: - Артикуляционную гимнастику, чтобы правильно говорить.
Л: - Лане очень понравилось, как мы выполняли упражнения. Молодец!
3.Сообщение новой темы.
Л:- Назови имя нашей гостьи?
Д:- Ее зовут Лана.
Л:- Какой звук слышится в начале слова?
Д:- звук [л].
Л: Сегодня у нас на уроке дежурный звук [л]
1.Работа с профилем.
Л: - Возьмите зеркала и произнесите звук [л]
- Как расположены органы речи, когда произносим звук [л] ?
…выйди к доске и покажи на профиле как расположены органы артикуляции при произнесении звука [л].
Д: - Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
2.Развитие фонематического слуха.
Л: - Сейчас мы будем учиться выделять звук [л] среди других звуков.
Услышав звук [л] хлопните в ладоши:
п, б, л, р, м, л, н, м, л;
А теперь будем выделять звук [л] среди слогов:
по, бу, ла, ру, ма, ло, лы.
Выделим слова со звуком [л]:
Стол, диван, лампа, шкаф, стул, кровать
3.Работа по картинкам.
На доске картинки:
лиса, луна, лыжи, лук, лось, лак, лимон, лампа; медведь, заяц, кошка, диван, кровать
-Выберите картинки со звуком [л].
-Какие лишние, почему?
Д:- Лишние. медведь, заяц, кошка, диван, кровать. В этих словах нет звука [л].
Л:- Назовите еще раз картинки со звуком [л]
Д:- лиса, луна, лыжи, лук, лось, лак, лимон, лампа
Л:- Молодец!
4.Звуковой анализ.
Л:- Выполним звуковой анализ слова «лук».
-Сколько слогов в слове лук?.
Д:- В слове один слог.
Л:- Сколько в слове гласных и согласных звуков?
Д:- В слове один гласный звука и два согласных звука.
Л:- Назовите сначала гласные звуки, а затем согласные.
Д:- гласные звуки [у]. Согласные звуки [л] [к].
Л: -Определите место звука [л] в слове.
Д:- Звук [л] в слове лук стоит в начале слова.
Л:- Какой первый звук? Каким сигналом обозначим?
Д:- Первый звук [л], он согласный, твердый, звонкий. Обозначим его синим цветом.
Л: -Какой второй звук, каким цветом его обозначим?
Д:- следующий звук [у], он гласный, обозначим его красным цветом.
Л:- Какой третий звук?
Д:- третий звук [к], он согласный, твердый, глухой. Обозначим его синим цветом.
5. Физминутка
Давай немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Чистоговорки:
Ло-ло-ло, ло-ло-ло Лу-лу-лу, я стою на полу.
На улице тепло. Лы-лы-лы, подметаю я полы.
Лу-лу-лу, лу-лу,лу Ла-ла-ла, у меня метла.
Стол стоит на углу.
6. Автоматизация звука в словосочетаниях. (работа с карточками)
ЛИСА (Какая?) (хитрая, рыжая, пушистая)
ЛУК (Какой?) (горький, полезный)
Л:- Что мы составляли?
Д:- Мы составляли словосочетания.
Автоматизация звука в предложениях.
Давай составим предложения, опираясь на словосочетания.
Л:- Что мы сейчас составляли?
Д:- Мы составляли предложения.
7. Итог занятия
Л:- Над каким звуком мы сегодня работали?
Д:- Сегодня мы работали нал звуком [л].
Л:- Чему мы учились на занятии?
Д:- На занятии мы учились правильно говорить.
Л:- Что понравилось на занятии?
Л:- Мне и Лане очень понравилось с тобой работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".
Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях
Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях и предложениях».
Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...