Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
учебно-методический материал по развитию речи

Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»

(подготовительная группа)

Цель: Закрепить четкое произношение [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

- закреплять артикуляцию звука л

- знать характеристику звука

- учить определять наличие звука в слове, называть слова со звуком л, находить картинки со звуком л

- развивать слуховое внимание и память

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой и общей моторики

- развитие фонематического слуха

- развитие внимания, памяти и логического мышления

3. Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

- воспитывать усидчивость, активность, желание преодолеть дефект

Оборудование: Зеркала, сигналы, профиль, иллюстрации:  Девочка Лана, гора, колобки для мимических упражнений и "кружки" для дыхательной гимнастики, картинки (луна, лыжи, лук, лось, лак, лампа; медведь, заяц, кошка, диван, кровать).

Карточки со словами: большой, коричневый, горький полезный, лук, лиса.

Ход занятия:

1.Организационный момент.  

Л: - Здравствуй , сегодня индивидуальное занятие проведу у тебя я, зовут меня Юлия Ивановна. Мы будем учиться на занятии правильно  и красиво говорить.

Л: - А что помогает нам красиво правильно говорить?

Д: - Органы артикуляции.

Л:- Сегодня к нам на урок пришла гостья, а как ее зовут ты   скажешь,  если    правильно разложишь буквы.              

    на  Ла– Лана

-Правильно, нашу гостью зовут Лана. Она будет наблюдать за твоей работой на уроке.

2.Подготовительная работа:

А) Мимическая гимнастика « Мимические упражнения»

Л: - Выполним мимические упражнения. Посмотри на доску, какие замечательные колобки пришли к нам в класс вместе с Ланой, давай поздороваемся с ними, повторяя их выражение лица. Возьми зеркало.

Д: -  берет зеркало и повторяет мимику.

Л: - Какого колобка оставим на уроке ( улыбающуюся)

Л: - Какие упражнения вы выполняли?

Д: - Мы выполнили мимические упражнения.

Б) Дыхательная гимнастика.

Л: -Выполним упражнение на дыхание, будем учиться правильно дышать, вдох через нос, выдох через рот. (следить за дыханием , чтобы не поднимались плечи). Используем продувки.

Л: - Чему ты научился, выполняя задание?

Д: Мы учились правильно дышать.

В) Упражнения для силы голоса.

-Выполним упражнения для голоса. Будем учиться говорить громко и тихо.

Л: - Посмотри какая большая гора, давайте поднимемся на нее!

Для того чтобы подняться на нее, для этого мы должны громко произнести звук[а], а  спускаемся вниз на звук [у] ,понижая голос.

Как мы учились говорить?

Д: - Мы учились говорить громко, тихо.

Г) Пальчиковая гимнастика

- Давай выполним пальчиковую гимнастику, и покажем Лане, как хорошо это у нас получается.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Вот большой!

А это - средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У – у – у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем ими нажимать

И движенья выполнять

Л: - Лане очень понравилась наша пальчиковая гимнастика! А тебе понравилась?

Д: - Да, понравилась.

Д) Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику. Чтобы правильно говорить.

«улыбка»

«заборчик»

«хоботок»

«лопатка»

 «трубочка»

« трубочка – улыбка»

 «качели»

Л: - Какую гимнастику мы выполняли? Для чего?

Д: - Артикуляционную гимнастику, чтобы правильно говорить.

Л: - Лане очень понравилось, как мы выполняли упражнения. Молодец!

3.Сообщение новой темы.

Л:- Назови имя нашей гостьи?

Д:- Ее зовут Лана.

Л:- Какой звук слышится в начале слова?

Д:- звук [л].

Л: Сегодня у нас на уроке дежурный звук [л]  

1.Работа с профилем.

Л: - Возьмите зеркала и произнесите звук [л]

- Как расположены органы речи, когда произносим звук [л] ?

…выйди к доске и покажи на профиле как расположены органы артикуляции при произнесении звука [л].

Д: - Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2.Развитие фонематического слуха.

Л: - Сейчас мы будем  учиться выделять звук [л] среди других звуков.

Услышав звук [л] хлопните в ладоши:

п,  б,  л,  р,  м,  л,  н,  м,  л;

А теперь будем выделять звук [л] среди слогов:

по,  бу,  ла,  ру,  ма,  ло,  лы.

Выделим слова со звуком [л]:

Стол, диван, лампа, шкаф, стул, кровать

3.Работа по картинкам.

На доске картинки:

лиса, луна, лыжи, лук, лось, лак, лимон, лампа; медведь, заяц, кошка, диван, кровать

-Выберите картинки со звуком [л].

-Какие лишние, почему?

Д:- Лишние. медведь, заяц, кошка, диван, кровать. В этих словах нет звука  [л].

Л:- Назовите еще раз картинки со звуком [л]

Д:- лиса, луна, лыжи, лук, лось, лак, лимон, лампа

Л:- Молодец!

4.Звуковой анализ.

Л:- Выполним звуковой анализ слова «лук».

-Сколько слогов в слове лук?.

Д:- В слове один слог.

Л:- Сколько в слове гласных и согласных звуков?

Д:- В слове один гласный звука и два согласных звука.

Л:- Назовите сначала гласные звуки, а затем согласные.

Д:- гласные звуки [у]. Согласные звуки [л] [к].

Л: -Определите место звука [л] в слове.

Д:- Звук [л] в слове лук стоит в начале слова.

Л:- Какой первый звук? Каким сигналом обозначим?

Д:- Первый звук [л], он согласный, твердый, звонкий. Обозначим его синим цветом.

Л: -Какой второй звук, каким цветом его обозначим?

Д:-  следующий звук [у], он гласный, обозначим его красным цветом.

Л:- Какой третий звук?

Д:- третий звук [к], он согласный, твердый, глухой. Обозначим его синим цветом.

5. Физминутка

Давай немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

Чистоговорки:

Ло-ло-ло, ло-ло-ло                         Лу-лу-лу, я стою на полу.

На улице тепло.                              Лы-лы-лы, подметаю я полы.

Лу-лу-лу, лу-лу,лу                          Ла-ла-ла, у меня метла.

Стол стоит на углу.

6. Автоматизация звука в словосочетаниях. (работа с карточками)

ЛИСА (Какая?)     (хитрая, рыжая, пушистая)                                          

ЛУК (Какой?)        (горький, полезный)

Л:- Что мы составляли?

Д:- Мы составляли словосочетания.

Автоматизация звука в предложениях.

Давай составим предложения, опираясь на словосочетания.

Л:- Что мы сейчас составляли?

Д:- Мы составляли предложения.

7. Итог занятия

Л:- Над каким звуком мы сегодня работали?

Д:- Сегодня мы работали нал звуком [л].

Л:- Чему мы учились на занятии?

Д:- На занятии мы учились правильно говорить.

Л:- Что понравилось на занятии?

Л:- Мне и Лане очень понравилось с тобой работать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях

Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях и предложениях».

Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со...