Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

    Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

    - умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

    - развитие фонематического восприятия и слуха;

    - формирование навыка звукового анализа;

    - умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

    - умение подбирать противоположные по смыслу слова;

    - умение согласовывать существительные с числительными;

    - расширение и активизация словарного запаса.

     

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    - развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

     

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитание  навыков самоконтроля;

    - воспитание активности и внимательности на занятии;

    - воспитание потребности в речевом общении;

    - воспитание интереса к занятиям;

    - воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_sh_v_slovah_i_slovosochetaniyah.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

    Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

    Тема:  «Автоматизация звука [ш] в словах

    и словосочетаниях».

                                                                                     Подготовила:

                                                                                          учитель-логопед

                                                                                                   МКДОУ«Детский сад

                                                                                                  «Улыбка» г. Жиздры

                                                                                        Абрамова Л.В.

    Жиздра - 2017

    Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

    - умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

    - развитие фонематического восприятия и слуха;

    - формирование навыка звукового анализа;

    - умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

    - умение подбирать противоположные по смыслу слова;

    - умение согласовывать существительные с числительными;

    - расширение и активизация словарного запаса.

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    - развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитание  навыков самоконтроля;

    - воспитание активности и внимательности на занятии;

    - воспитание потребности в речевом общении;

    - воспитание интереса к занятиям;

    - воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

    Оборудование:

    - для обучающегося: сувенир лягушка; бабочки; цветок; алфавит; счетные палочки; лепестки ромашки с картинками: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед;  картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); поднос с манной крупой.

    - для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

    Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Ход занятия

    1. Оргмомент.

    Приветствие.

    Логопед: Доброе утро, Даня!

    Обучающийся: Доброе утро!

    Логопед: Даня, посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «У меня все получится!»

    Обучающийся: «У меня все получится!»

    Логопед: Не забывай наше правило красивой речи:

         Каждый день, всегда, везде –

    На занятиях, в игре –

    Громко, четко говорим,

    Никогда мы не спешим.

    Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

    Любит мух и комаров,

    Да имеет громкий зов,

    Вся зелёная скажу,

    Дом на речке и в пруду.

    II. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед:  Кто это?

    Обучающийся: Лягушка.

    Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

    Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

    Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

    Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

    Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

    Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

    Логопед: Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

    Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

    Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек».

    Логопед: Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

    Упражнение «Улыбка».

    Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

    (Обучающийся  выполняет).

     Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

    Логопед: Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

     Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

    Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

    Упражнение «Качели».

    Логопед. Улыбнись шире:

    На качелях я качаюсь

    Вверх-вниз, вверх-вниз,

    Я все выше поднимаюсь,

    А потом спускаюсь вниз.

    Устал язычок.

    Упражнение «Лопатка».

    Язык лопаткой положи,

    И немного подержи

    Язык нужно расслаблять

    И под счет его держать,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Язык можно убирать.

    Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

    Упражнение «Накажем непослушный язычок».

    (Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

    - Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».

    Упражнение «Чашечка».

    Язык лопаткой положи,

    А края приподними,

    Получилась чашечка,

    Кругленькая чашечка.

    Чашку в дом мы занесем.

    Ее края к зубам прижмем.

    - Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик».

    Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

    Упражнение «Лошадка».

    (Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

    Логопед:Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

    Упражнение «Грибок».

    Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

    Понравилась тебе сказка?

    Обучающийся: Да.

    Логопед: Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

    III. Объявление темы занятия.

    Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

    Кот Шипит, подравШись с коШкой,

    Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

    А змея — увидев мыШку,

    Пар — подняв в кастрюле крыШку.

    Лист ШурШит, упав под ноги,

    Еж — газетой на дороге.

    Обучающийся: Со звуком [ш].

    IV. Произношение изолированного звука.

    Логопед: Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

    V. Анализ артикуляции.

    Логопед: Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

    Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

    Логопед: Верно, они круглые как бублик.

    Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

    VI. Характеристика звука.

    Логопед: Воздух выходит свободно изо рта?

    Обучающийся: Нет.

    Логопед: Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

    Обучающийся: Согласный.

    Логопед: Как мы его произносим, сердито или ласково?

    Обучающийся: Сердито.

    Логопед: Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

    Обучающийся: Спит.

    Логопед: Правильно, звук [ш] – глухой.

    VII. Связь звука с буквой.

    Логопед: Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?

    Обучающийся: Из 4 палочек.

    Логопед: Выложи букву из счетных палочек.

    VIII. Развитие фонематического слуха.

    Логопед: Я тебе буду говорить слова, а  ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

    Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

    IX. Автоматизация звука в слогах.

    Логопед: Я буду читать тебе чистоговорку, а ты повторяй за мной начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

    Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

    Ше-ше-ше – это утка в камыше.

    Ша-ша-ша – выходи из камыша.

    X. Пальчиковая гимнастика.

    Логопед: Давай немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

    «Наша семья»

    Этот пальчик большой –

    Это папа дорогой.

    Рядом с папой – наша мама.

    Рядом с мамой – брат старшой.

    Вслед за ним сестренка –

    Милая девчонка.

    И самый маленький крепыш –

    Это славный наш малыш.

    (Растопырить руку обучающегося и загибать пальцы, начиная с большого).

    XI. Автоматизация звука в словах.

    1. Упражнение «Расшифруй имя».

    Логопед: Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

    Слова: Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

    - Шура.

    2. Упражнение «Повторяй-ка».

    Логопед: Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

    (логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

    Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша,  мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

    3. Упражнение «Слова-рифмы».

    -Логопед: Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

    шина ...

    - машина.

    - Кошка ...

    - мошка.

    - Лягушка ...

    - подушка.

    - Мушка ...

    - пушка.

    - Мышка ...

    - мишка.

    4. Упражнение «Исправь ошибки».

    Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

    С другом мы играли в чашки ...

    - в шашки.

    - Пили чай из белой шашки ...

    - чашки.

    - Вылезла из норки шишка ...

    - мышка.

    - На нее упала мышка ...

    - шишка.

    - Под кустом сидели шишки ...

    - мышки.

    - На сосне висели мышки ...

    - шишки.

    - В воздухе летала кошка ...

    - мошка.

    Молоко лакала мошка ...

    - кошка.

    5. Упражнение «Ромашка».

    Логопед: Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

    (Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

    XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

    6. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

    Логопед: Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

    Каша из пшена какая?

    Обучающийся: Пшенная каша.

    Логопед: Сок из вишни какой?

    Обучающийся: Вишневый сок.

    Логопед: Слон не маленький, а какой?

    Обучающийся: Большой слон.

    Логопед: Компот из груш какой?

    Обучающийся: Грушевый компот.

    Логопед: Конфеты из шоколада какие?

    Обучающийся: Шоколадные конфеты.

    Логопед: Из шерсти шапка какая?

    Обучающийся: Шерстяная шапка.

    7. Упражнение «Сосчитай до 5».

    Логопед: У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.

    Одна шуба

    Две шубы

    Три шубы

    Четыре шубы

    Пять шуб

    XIII. Домашнее задание.

    Логопед: Даня, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой  дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш]: шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам: кукушка, мышка, лягушка.

    XIV. Итог занятия.

    Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

    Обучающийся: Звук [ш].

    Логопед: Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

    XV. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

    Логопед: Если тебе было интересно, то нарисуй пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.

    Литература.

    1.        Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

    2.        Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

    3.        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

    4.        Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

    Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

    В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

    В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «С» во фразах и связной речи».

    В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" во фразах и связной речи, материал для развития тонкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, слуховой памяти, связной ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь] в словах и фразовой речи

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР (при ЗПр)на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]в словах и фразовой речи(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)...

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

    Конспект индивидуального  логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах,  словах и предложениях....