Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии

Вилигина Ольга Александровна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление,  мелкую моторику,

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость,  интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование:  карточки с осенними листьями со слогами, лабиринт со звуком Л, карандаш, мяч, карточка для автоматизации звука Л в середине слова, карточка для автоматизации звука Л во фразе.

Ход работы:

  1. Организационный момент.

Л:  Здравствуй, Иван!  Я очень рада тебя сегодня видеть таким бодрым и веселым. Давай немного разомнемся:

  1. Работа над дыханием.

1.     Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

2.     Губы «Трубочкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие  с артикуляционной гимнастики.  

1.     Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

2.      Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

3.     Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4.     Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка  «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

5.     Пароход гудит. Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

6.     Иголочка. Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

7.     Вкусное варенье. Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

  1. Сообщение темы занятия.

Л: Давай вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

И: Со звуком Л.

Л: Правильно. Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и предложениях.

  1. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: А давай вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?

И: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: Когда мы произносим звук Л губы открыты - Зубы разомкнуты - Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.

И: Л-л-л-л-л

  1. Введение звука в слоги, слова.

Л: Предлагаю собрать все осенние листочки, на которых написаны слоги со звуком Л. Читай слоги на листочках.

1.     Автоматизация звука Л в начале слова.

Л: Молодец, ты собрал все листочки. А теперь посмотри на стол, перед тобой лежит лабиринт. Тебе нужно его пройти, называя предметы с изображениями, в названии которых есть звук Л.

(Картинки в лабиринте: лес, рыба, кошка, лапа, лом, зал, мышь, пила, стол)

 

2.     Автоматизация звука Л в конце слова. Игра с мячом.

Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л: Столы-

И: Стол.

Л: Уколы-

И: Укол.

Л: Полы-

И: Пол.

Л: Залы-

И: Зал.

Л: Пеналы-

И: Пенал.

Л: Голы-

И: Гол.

Л: Бокалы-

И: Бокал.

3.     Физминутка.

Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся.

Буквой Л расставим ноги, (расставить ноги на ширине плеч)

Словно в пляске - руки в боки (руки на пояс)

Наклонившись влево, вправо, (наклоны влево - вправо)

Получается на славу! (развести руками)

Буква Л для всех важна. (погрозить пальцем правой руки)

Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)

Самолету и лягушке, (полететь как самолет, попрыгать как лягушка)

Солнцу, листику, хлопушке. (руки вытянуть вверх, потрясти кистями рук, хлопнуть в ладоши)

 4.     Автоматизация звука Л в середине слова.

Л: А теперь давай поиграем.  Тебе нужно назвать картинки, нарисованные в окошках, а затем подобрать недостающую картинку по аналогии и провести от нее стрелочку в пустое окошко. 

  1. Автоматизация звука Л во фразах.

Л: Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должен подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.

Л: Полный..

И: Флакон. Полный флакон.

Л: Веселый..

И: Солдат. Веселый солдат.

Л: Сломанный..

И: Самосвал. Сломанный самосвал.

Л: Шелковая..

И: Блузка. Шелковая блузка.

Л: Теплый..

И: Тулуп. Теплый тулуп.

Л: Спелая..

И: Клубника. Спелая клубника.

  1. Автоматизация звука Л в предложениях.

Л: Молодец, ты очень ловко справился с заданием, но впереди еще одно, последнее. Я решила тебя повеселить и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Л: Салат ел Милу.

И: Мила ела салат.

Л: Пол упал на стул.

И: Стул упал на стол.

Л: Футбол уехал на папу.

И: Папа уехал на футбол.

Л: Ладони вымыли Клаву.

И: Клава вымыла ладони.

Л: Лук полол Милу.

И: Мила полола лук.

  1. Подведение итогов занятия.

Л:  Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?

И: Звук Л.

Л: А какое задание тебе понравилось больше всего?

И: (отвечает). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях

Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....