Мелкая моторика и речевое развитие детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Курышева Елена Александровна

Уникальным материалом, способствующим совершенствованию мелкой моторики, развитию речи детей дошкольного возраста, являются народные игры с пальчиками. Как правило, такие упражнения для пальцев и кистей рук сопровождаются стихотворным текстом, в них ребенок инсценирует какие-либо стихотворения, истории, потешки. Наряду с тем, что эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, они способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи детей, т.к. большинство из них построено на диалогах. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мелкая моторика и речевое развитие детей дошкольного возраста

Специальными исследованиями ученых установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вот почему рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Уникальным материалом, способствующим совершенствованию мелкой моторики, развитию речи детей дошкольного возраста, являются народные игры с пальчиками. Как правило, такие упражнения для пальцев и кистей рук сопровождаются стихотворным текстом, в них ребенок инсценирует какие-либо стихотворения, истории, потешки. Наряду с тем, что эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, они способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи детей младших групп, т.к. большинство из них построено на диалогах. Наши прабабушки этого не знали, но, видимо, интуитивно чувствовали. Пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют.

Конечно, прежде всего, следует остановиться на традиционных играх -потешках, внимательно рассмотреть последовательность работы с этим речевым

материалом, подчеркнуть отдельные нюансы, активизирующие речевое развитие

 детей.

Приблизительно на третьем месяце своей жизни ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытается проделывать это снова и снова. Простые игры с пальчиками и ладошками ребенка помогают ему в этом исследовании, раскрывают для него новые возможности. Они не только доставляют ему огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, но и способствуют развитию интеллекта и речи. С помощью таких игр ребенок не только вырабатывает ловкость, умение сосредотачивать свое внимание на одной задаче, развивает способность управлять своими движениями, но и получает большой заряд для развития творческого воображения, для развития речи. Трудно переоценить значение русской потешки, представляющей особую забаву взрослых с малыми детьми. С помощью потешки наши предки воспитывали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной игре в детском коллективе и одновременно в мягкой, ненавязчивой форме давали ребенку урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.

Огромный интерес представляет потешка и для родителей, ибо, когда ребенок сидит у вас на коленях, когда вы держите его маленькую ладошку в своей руке, а его головка удобно устроилась у вашего плеча, вы не только проведете приятные минуты, развлекая и развивая его с помощью пальчиковых игр-забавок, но и сможете еще раз сказать о своей любви к нему через произносимое слово, интонацию, через жест, прикосновение, через взгляд. Такое общение запоминается на всю жизнь. Именно поэтому потешка, пальчиковая игра-забавка, отличительной чертой которой многие века является нерасторжимая связь пользы и красоты, не утратила своей эстетической, педагогической ценности и в наши дни, ведь современные пальчиковые игры генетически восходят к жанру русской потешки.

Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов, необходимо активнее использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук.

Игра-потешка «Мальчик-пальчик»

Перед началом игры взрослый, показывая детям свои пальцы, говорит: «Это большой палец, эти поменьше, а это - мизинчик, он самый маленький. Все пальцы живут рядом, как братья». Далее предлагается детям показать свои пальцы - сначала все, затем большой и мизинец, после чего взрослый читает ритмично потешку, выделяя интонационно вопрос и ответы и сопровождая чтение игровыми движениями.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Взрослый показывает большой палец правой руки и обращается к нему

С этим братцем – в лес ходил

Взрослый прикасается кончиками больших пальцев поочередно к кончикам каждого пальца своей руки, начиная с указательного

С этим братцем – щи варил..

Дети слушают потешку и воспроизводят соответствующие движения. При повторном проведении игры необходимо побуждать детей к договариванию слов потешки, называнию действий пальчиков. С этой целью после слов: «с этим братцем» нужно сделать паузу, чтобы дети закончили фразу: «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел», «песни пел». Так постепенно потешка заучивается детьми наизусть, что в дальнейшем вызывает у них попытки включать ее в самостоятельные игры.

Игра-потешка «Про сороку»

Взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями пальцев, детям предлагается слушать текст и воспроизводить движения.

Сорока, сорока, Сорока - белобока Кашу варила,

Взрослый и дети варят кашу - указательным пальцем правой руки делают круговые движения по ладони левой руки.

        

На порог скакала, Гостей скликала (и т.д.)

Этому дала на тарелочке, Этому на блюдечке...

Правой рукой загибают по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

А этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил -Тебе нет ничего!

Большой палец не загибают. Взрослый обращается к большому пальцу.

Игру можно повторить для тренировки движений пальцев правой руки. Постепенно детей нужно побуждать к сопровождению действий с пальчиками речью, после слов «этому дала», «этому...» делается пауза, чтобы дети договаривали фразу до конца: «на тарелочке», «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

«Сидит белка…»

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Взрослый читает текст, дети слушают.

Взрослый и дети   при помощи   левой руки    загибают      по    очереди    пальцы правой        руки,    начиная    с    большого пальца.

В дальнейшем для активизации речи при проведении данной игры рекомендуется предложить детям при выполнении соответствующих движений пальчиками вспомнить и назвать «кому белка продает орешки».

«Этот пальчик»

Детям  предлагается  согнуть  пальцы левой  руки  в  кулачок,  затем,  слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик  – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Если при поочередном разгибании пальцев левой руки наблюдаются затруднения в выполнении дифференцированных движений, то можно предложить детям задерживать непроизвольные движения остальных пальцев правой рукой. Текст же данной потешки очень прост, легко запоминается детьми, и вскоре они, выполняя движения, самостоятельно называют пальчики.

«Мыли мылом ушки»

Мыли мылом ушки,

Изображаем, как мы моем ушки

Мыли мылом ножки,

Изображаем, как мы моем ножки

Ах, какие ладушки,

Ладошки поднимаем над головой

Ладушки – ладошки.

Крутим ладошками над головой

Наварили кашки,

Помешали ложкой,

Как в «сороке-вороне»,

пальчик крутим по ладошке

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Ладошки поднимаем над головой.

Крутим ладошками над головой

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Ладошки изображают домик над головой

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Ладошки поднимаем над головой.

Крутим ладошками над головой

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Ладошки «ложатся спать» под щеку

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Ладошки поднимаем над головой.

Крутим ладошками над головой

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять.

"Идём" по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

"Лепим" комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, под щёки

руки

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки
"бегут" по предплечью, а затем по плечу
другой руки

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение -дождик.

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу или коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,  качаем руками  - солнышко светит.

Паучок ползет опять

Делаем движения такие же, как и в самом начале.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки»  ползают по голове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста"

laquo;Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»В. М. Бехтерев...

Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких дв...

«Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста»

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролиро...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".

"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....