Главные вкладки

    Доклад "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста"
    консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

    Арефьева Вера Федоровна

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью

     и способствуют её развитию»

    В. М. Бехтерев

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.pedsovet.docx38.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБУЗ ТО «ТЮМЕНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

    Доклад

    Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста

    Воспитатель 3 группы Арефьева В. Ф.

    Тюмень 2017


    Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью

     и способствуют её развитию»

    В. М. Бехтерев

    Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности ребенка. Двигательная и речевая функции не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода.

    Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отличают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве, они связаны между собой и стимулируют деятельность друг друга, поэтому, чем больше умеет малыш делать руками, тем он умнее.

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно во II веке до н. э. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

    Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца –  на сердце.

    В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу, ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

    В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее, оздоровительное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

    Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза - рогатая» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное действие. Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

    Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на формирование и развитие детей. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

    Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга.

    Ученые нейробиологи и психологи доказали, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

     Развитие движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов, исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно – важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

    Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника важна, начинать выполнять все упражнения в медленном темпе от 3 до 5 мин. сначала одной рукой, затем другой, и в завершении двумя вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти рук ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, четкими.

    Все пальчиковые гимнастики простые по содержанию, по выполнению. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти.

    Если мелкая моторика развита слабо, то наблюдается отставание и в овладении речью. Ученые доказали о существенном влиянии движений пальцев рук на формирование и развитие речевых функций ребенка, поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и развивать пальцы, следовательно, чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее ребенок овладеет правильной речью.

    Конечно, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи. Речь нужно развивать в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывать его на разговор, стимулировать его просьбами, вопросами.

    Значение мелкой моторики рук:

    1. Повышает тонус коры головного мозга;
    2. Развивает речевые центры коры головного мозга;
    3. Стимулирует развитие речи ребенка;
    4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;
    5. Способствует артикуляции речевой моторики;
    6. Развивает чувство ритма и координации;
    7. Подготавливает руку к письму;
    8. Поднимает настроение.

    Движения рук управляются несколькими механизмами. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, твердости, мягкости предметов. Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков.

    Поскольку развитие и коррекция речи немыслимы без воздействия на другие психофизиологические процессы, то каждое занятие должно быть снабжено интересными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой и общей моторики. Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.

    Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

    «Чем больше мастерства в детской руке,

     тем умнее ребенок»

    В. А. Сухомлинский

    Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров.

    Все связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может и меть множество различных предпосылок, причин, следствий.

    В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушенным и нормальным интеллектуальным развитием (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева), с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова), с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

    У детей с ЗПР наблюдается нарушение различных сторон речи. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательной и речевой систем, а так же взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

    В своей работе необходимо внести несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

    - игры с мелкими предметами;

    - пальчиковые игры;

    - лепка;

    -массаж пальцев и кисти.

    Применять различные игры, цель которых – развитие мелкой моторики у детей.

    Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина развивается гибкость и подвижность пальцев, что в свою очередь способствует улучшению речи.

    Игры – шнуровки. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а следовательно поэтапная подготовка к письму.

    Доски Сегена (вкладыши). Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук.

    Пальчиковые игры. Игры и гимнастика помогают в общем всестороннем развитии.

    На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

    Литература

    1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М: ACT: Астрель, 2006.- 80 стр. 98 ил.
    2. Лопухина Ирина. Логопедия, речь, ритм, движение. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. ... Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
    3. Павлова Л. Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
    4. Погудкина И. А. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с1года до 3-х лет) – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
    5. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду 2 - 3 года. В помощь воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия развития, 2007.- 112 с.
    6. Смирнова А. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет: пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

    Непосредственная образовательная деятельность  «Наши друзья – ежи».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»(лепка), «Познание»(Формирование элементарных ма...

    Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста

    В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...

    Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

    Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких дв...

    «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи» - экспериментальная работа

    Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

    «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста»

    Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролиро...