Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников: методические рекомендации и упражнения.
статья по логопедии

Олейник Людмила Михайловна

В статье рассмотрены типы нарушений слоговой структуры слова и описана работа по коррекции данных нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slogovaya.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников: методические рекомендации и упражнения.

       Нарушение слоговой структуры слова (ССС) – одно из самых стойких и труднокорригируемых нарушений речи, которое характеризуется  трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

       Этот вид нарушения речевого развития, как правило, является особенностью детей с общим недоразвитием речи, но оно может встречаться и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием.

   Среди  нарушений ССС выделяют следующие типы (по Марковой А.К.):

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение/пропуск слога: «весипед» — велосипед;
  • Опускание слогообразующей гласной: «путина» — паутина;
  •  Увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей гласной: «колабаса» — колбаса;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «летефон» — телефон;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «локено» — колено;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «нига» — книга;
  • Вставки согласных в слог: «экрант» — экран;

4. Уподобление слогов: «татамат» — автомат;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога);

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «чедадан» — чемодан;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «в холодильнице» — в хлебнице  + в холодильнике.

    Очень часто значение формирования ССС у дошкольников недооценивается, а приоритетное значение отдается коррекции звукопроизношения. Это в дальнейшем   приводит к возникновению трудностей при овладении чтением и письмом у школьников (дисграфии и дислексии).

   В связи с этим, работа по коррекции ССС должна быть приоритетной  в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи.

   При проведении коррекционной работы необходимо учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).

    Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов проводится в 2 этапа

 (по Агранович З.Е.):

   I.    Подготовительный;

   II.   Коррекционный

I. Основная задача подготовительного этапа - подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

 Направления работы:

1.  Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки (ориентировка в собственном теле и в трёхмерном пространстве).

а) Ориентировка в собственном теле.

- Игра «Ладошки и ножки».

На листе  в разных направлениях обведены контуры рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

-  Игра «Зазеркалье».

Дети стоят лицом друг к другу парами и определяют у себя и у товарища расположение левого и правого уха, глаза, колена, руки и т.д.

б) Ориентировка в трехмерном пространстве.

 - Игра-сказка «Репка».

Детям предлагается по инструкции логопеда воссоздать сказку репку или интерпретировать её с помощью взрослого, либо самостоятельно (задаём вопросы: кто впереди, сзади, между, далеко, близко?)

- Игра «Что изменилось?»

Логопед просит ребёнка отвернуться (закрыть глаза) и убирает или меняет местами картинки (игрушки). Затем предлагает ребенку обозначить словом положение того или иного предмета по отношению к другому до изменений.

- Музыкальная игра «Где звенит?»

Определить местоположение источника звука.

 2.  Развитие пространственно-временной ориентировки.

- Игра «Путешествие муравья».

Ребенок осуществляет мини-путешествие по картинкам, а затем рассказывает у какого насекомого муравей гостил сначала, в конце и т.д.)

- Подвижная игра «Делай как я!»

Взрослый даёт ребёнку задание на повторение серии движений в определённой последовательности.

- Работа с серией картинок, связанных единым сюжетом, на определение последовательности происходящего и составление рассказа по ним.

3.  Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

В данном направлении работы хорошую динамику даёт использование элементов логоритмики.

а) Совершенствование движений общей моторики

- Игры с мячом (учить ребёнка ловить, катать, подбрасывать, перекатывать мяч, используя речевое сопровождение действий ребёнка).

- Использованием воображаемых предметов (ребёнок представляет себя человеком определённой  профессии, изображает их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда).

- Обыгрывание ребёнком бытовых сценок (стираем, варим кашу, шьём).

б) Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

-Игры, направленные на перекладывание, сортировку, сбор - разбор мелких предметов.

- Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Симметричные рисунки» и др.

- Шнуровки, нанизывание бусин, завязывание узелков, застёгивание и расстёгивание пуговиц.

- Рисование, раскрашивание, штриховки.

в) Развитие артикуляционной моторики

- Артикуляционная гимнастика

- Мимические упражнения

- Логопедический самомассаж

- Нетрадиционные упражнения (с шариком, с водой, с ложкой, с пуговицей).

г) Развитие чувства темпа

- Подвижная игра «Собака и улитка»

Чередование быстрых и медленных движений по кругу под звуки бубна (частые и редкие).

- Выполнение детьми движений в соответствии с текстом стихотворения в разном темпе.

д) Формирование чувства ритма

- Графические упражнения на переключение: : «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

- Игра «Барабанщик» (воспроизведение заданного ритма на слух).

- «Молоточки» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая молоток — громкий хлопок, маленький молоточек — тихий). 

II. Коррекционный этап.

   Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

   Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

а) Уровень гласных звуков;

б) Уровень слогов;

в) Уровень слов;

г) Уровень коротких предложений;

д) Уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

а) Работа над гласными.

   На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам. Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

- Повторение  пары, троек и большего количества звуков от более контрастных к менее контрастным в сопровождении ручных символов, без них, без зрительной опоры.

- Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных в следующей последовательности: плавно, на одном выдохе; увеличивая и уменьшая громкость; с изменением высоты голоса (от лица разных животных); изменяя темп (быстро-медленно).

- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на наглядность и без). 

- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.

б) Работа над слогами.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. 

- Подсчёт ребёнком общего количества слогов, произнесённых произнес логопедом (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

- Нанизывание бусин на верёвку с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждую бусину – один слог);

- Упражнение ''Пальчики здороваются'' (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);

- Выкладывание ребёнком  палочек по количеству слогов;

- Определение ударного слога в цепочке услышанных слогов;

- Запоминание и повторение цепочки слогов (а также увеличение или уменьшение на 1 количества слогов)

- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

-  Составление  вариантов слогов из предложенных букв;

- Произнесение ребёнком слогов в обратном порядке и «наоборот» (та-ат)

в) Работа над словом

А.К. Маркова, Е.С. Большакова выделяют следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры:

- «Две полоски» (использование длинной и короткой полоски для обозначения длинных и коротких слов);

- «Закончи словечко» (договаривание ребёнком последнего слога в произнесённых логопедом словах);

- «Поезд» (вагоны поезда различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.);

-  «Телевизор» (на «экране» 1-4 гласные буквы. Ребенок выбирает картинку, соответствующую схеме на экране -  _У_А  - луна);

- «Слоговые прятки»  (из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, КА): капуста, мука, лимон, указка, музыка, нога).

- «Слоговая цепочка» (придумать последующее слово на последний слог предыдущего: мука –камин)

- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — односложные, в замок — двусложные, в избушку — слова, трёхсложные слова).

г) Работа на уровне фразы, предложения, текста.

  Работу на уровне фразы с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию нужно начинать с разучивания двустиший с опорой на предметные картинки.

-  «Подбери словечко» (подобрать с опорой на наглядность слово-предмет, слово-признак или слово-действие: пушистая…лиса; конь…скачет; шар … воздушный).

- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.