Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лебенко Елена Викторовна

Развитие просодических компонентов у детей с дизартрией, ринолалией, нарушением голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Просодика"25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:
«Развитие просодической стороны речи у детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 1

Слайд 2

           Логопеды в своей работе ориентируются на формирование языковых компонентов речи ребенка: словарь, слоговая структура слов, грамматический строй, звукопроизношение, фонематический слух, связная речь.   И в меньшей степени уделяют внимание, не менее важным средствам коммуникации, кинесике- совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата) и просодике. 

          Человек, говорящий отчётливо, уверенно, неспешно, эмоционально приковывает внимание окружающих. И наоборот – самые умные мысли, выраженные невнятной, тихой скороговоркой, теряются, не доходят до слушателей.

Слайд 3

 Просодика - это интонационно - выразительная окраска речи. У детей  с аномалиями органического генеза (дизартрия, алалия, дисфония из-за папиллом, стеноза гортани) просодическая сторона речи резко снижена. Чаще всего мы наблюдаем нарушение просодики у детей с дизартрией. Страдает тембр, или звуковая окраска голоса, голосовые  модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Часто появляется назальный, или носовой оттенок голоса. Темп речи чаще патологически ускорен.
При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, к концу фразы становится менее разборчивой, голос угасает.
     У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится
захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети, которые произносят слова, скандируя, то есть по слогам.

У таких детей также страдает мелодика речи, присутствуют лишние паузы. Это приводит к трудностям восприятия смысловой стороны речи.

Слайд 4

Когда же начинать работу над просодикой?

    В структуру фонетических нарушений входит звукопроизношение, слоговая структура слова и мелодико- интонационная сторона речи. И поэтому с первого дня коррекционной работы на всех занятиях (фронтальных и индивидуальных) даём установку на громкую, внятную, неторопливую речь детей. Иначе как мы будем вводить звукопроизношение в речь – тихую, невнятную, торопливую.

Слайд 5

Состав просодики

1. Громкость        

2. Высота

3. Темп

4. Внятность

5. Выразительность

Громкость. Слайд 6

Первая ступень работы над просодикой. Слайд 7

1.«Эхо»

-Таня! Ау! (громко)

-Таня! Ау! (тихо)

 -Таня! Ау! (громко)

 -Таня! Ау!   (тихо)   (наглядность)

Пример упражнения на изменение силы голоса. Слайд 8

2.Подружка живёт

высоко – низко: (передвигаем картинку по стене)

-Инна! Выходи!        

-Инна! Мама дома?

-Инна! Кинь хлеба!

-Инна! Иди гулять!

3.«Домик в лесу»            Слайд 9     

Колокольчик звенит:

«Динь-динь-динь»

«Динь-динь-динь»

«Динь-динь-динь»

(Сначала тихо,

затем с усилением) (наглядность с Гномом)

Высота-    

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ         Слайд 10

1.Кузнечик прыгает по одуванчикам, которые расположены на разной высоте и поёт свою песенку:

Лё-лё-лё-лё-лё-лё (вверх по гамме),

Лё-лё-лё-лё-лё-лё (вниз по гамме).

(наглядность)

 2.«Укачивание куклы»  Слайд 11

А-А, А-А  

У-У, У-У

Э-Э, Э-Э

О-О, О-О

3.«Баба Яга» Слайд 12

Баба Яга варит своё колдовское зелье, хочет превратиться из Бабы-Яги в девочку Ягашку. Тянем гласные в зависимости от высоты букв на картинке. Когда Баба-Яга была старой, она пела свою песню низким, грубым голосом: «Лёё- лё-лё-лё-лё». А когда превратилась в девочку Ягашку, пела высоким, тоненьким голоском: «Лёё- лё-лё-лё-лё».

4.Пример упражнения на изменение ВЫСОТЫ ГОЛОСА.

«Мишки – мышки». (Со всеми пропеть) Слайд 13

5.«Три Медведя»  изменение высоты голоса Слайд 14

Вспомни сказку три медведя. Произнеси одинаковые реплики, от лица разных героев (текст свободен от трудных звуков)

 - Я иду, я иду, я вам мёду найду!

- Давайте будем петь!

- Ах, какие ягоды!

- Вот это поганка.

- Я буду пить компот!

 - Дайте мне добавки!

- Кто топает в моей

  комнате?

Темп -

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ   Слайд 15

ТЕМП – СКОРОСТЬ РЕЧИ. Выбор темпа влияет на ритм речи.

Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно:

"Я пришел сюда" (пауза), долго ждал (пауза), не дождался (пауза) и ушёл",

или сказать то же самое с другой длительностью и размеренностью:

"Я         пришел сюда… долго ждал…                                                                    не дождался… и ушел        "

В первом случае — спокойствие, во втором — нервность, возбуждённость».

1.«Весёлые качели»

Уууух- - -ууух—уух—уух-ух-ух  (наглядность)

2.«Паровозик из Ромашково»    Слайд 16

ТУК----------ТУК -------ТУК----ТУК---ТУК 

3. - Кто ты такой?              Слайд 17

     - Я – улитка.

    - Давай бегать!  

               - На тебе букет!

               - Надень кепку.

4.«Поход»                            Слайд 18

Еле, еле, еле, еле,  

мы ходили и пыхтели,

А потом, потом, потом,

в дом бегом, бегом, бегом!

 

Внятность

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ  Слайд 19

Слайд 20

Пример варьирования ВНЯТНОСТИ РЕЧИ на материале рифмовок, свободных от трудных звуков:

  1. Ходит тихо бегемот

            Он на водопой идёт,

            Ну а воду не найдёт,

            Выпьет ягодный компот!

Говорим сначала ВНЯТНО, ГРОМКО (диктор).

Затем, изображая зверюшку, специально говорим невнятно, еле открывая рот. Предлагаем ребёнку исправить бегемотика.

   

Слайд 21

  1. Я Кика - макака, ем этот банан,

            Бананы даёт мне один капитан!

Предлагаем ребёнку исправить невнятную речь Обезьянки.     

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ-

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИКОЙ  Слайд 22

Ещё один компонент интонации — тембр — в основном способствует выражению эмоций. Тембр — это индивидуальная звуковая окраска голоса, уникальная для определённого человека. Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как одна из внешних примет человека.

1.Изменение тембровой окраски одной фразы

(воссоздание особенностей речи героев сказок Карабаса- Барабаса, Мальвины, Пьеро, Буратино):

-У Вити утята, у Пети котята.

-Попугай, попугай, ты меня не пугай!

-У Димки и Тимки новые ботинки.

-Ткёт кто-то ткани на юбку тёте Тане.

-У Вани фантик, у Фани бантик.

-Кабан, кабан, не попади в капкан!

-Дед Михай, кепкой не махай!

2.«НОВЫЕ ТАПКИ У МОЕГО ПОТАПКИ» (Смайлики) Слайд 23

  1. Произносим обычным тоном громко, чётко, внятно
  2. С удивлением.
  3. С радостью.
  4. Как робот
  5. По секрету (шёпотом)
  6. Напевая слова рифмовки.

! Пособие Ременниковой используем на каждом занятии по подготовке к обучению грамоте. (Показать на примере «ОООО», «Та»).

Стимульный материал    Слайд 24

Для фиксации определённого параметра просодики и усиления выразительности используем игрушки - символы (с помощью игрушки ребёнку гораздо легче войти в необходимое эмоциональное состояние)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент

Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях

В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сил...