Игры на развитие дыхания
учебно-методический материал по логопедии

Зинченко Галина Владимировна

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.». Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».

  Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию  воздушной струи  направлена выработку сильной, направленной, длительной, плавной и ротовой воздушной струи.

Игра « Снежинки»

Воспитатель дает ребенку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотрите, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку» Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Игровое упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда  дети гуляют на полянке, педагог предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни  губы трубочкой. Подуй на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки.

Игра « Ветерок»

Небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета(5*10 см)  разрезают на  12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки»

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

Игра    «Забей мяч в ворота»

Для игры используем поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить 2 кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция:  Улыбнись, Покажи зубы.

Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

Игра « Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем медленно поднимая головы и отходя назад, они  растягивают круг, приговаривая»» Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» Образуется большой круг, По сигналу педагога  «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала « лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления дислалии.

Консультация для педагогов

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице), Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

 В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками  называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной  бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В  этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества помогут  проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

  Далее  я предлагаю варианты рисунков,  которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку как называется та или иная фигура, как сложить  домик из квадрата и  треугольника, солнце- из многоугольника и.п. Пусть ребенок проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем предложите ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки

ЕЖИК

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ежик

ГРИБОК

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

КОРАБЛИК

Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На  нем был смелый капитан

И юнга был отважный.

ПАРУСА

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

ЗОНТИК

 

Погода начала сердится-

Весь день льет дождик за окном.

И чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под  зонтом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ИГРЫ С БУМАГОЙ

Этот комплекс игр поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы  белой бумаги, а затем обмотает их цветными их нитками. Вот и готовы мячик для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень, Сшив, склеив или просто  связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

   Следующая забава, которую  мы Вам предлагаем, - КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

 Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других  фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша ,показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.

  Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

ТЕАТР

Кукол рисую,

Потом вырезаю.

С ними в театр

Интересно играю.

Нравится маме

Театр бумажный.

Ловкие руки-

Как это важно!

СНЕЖИНКА

 Я в руках листок держу.

Вчетверо его сложу

Отогну еще разок,

Получился уголок.

Режу ровно, не спеша,

Как снежинка хороша!

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ. БУСАМИ, ОРЕХАМИ.

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами  обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

  Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки или двух ладоней - шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

ОРЕХ

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

ПОМОЩНИК

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

ПОДЕЛКИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

   Гуля с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.

  Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой  шишке – сказочного старичка, Тогда ребенок сможет и сам увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.

Пробудить творчество ребенка, подсказать интересное решение помогут вот эти рисунки.

КАТЯ-МАСТЕРИЦА

Если Катя в лес пойдет,

Разных шишек наберет.

А потом полдня сидит,

Терпеливо мастерит:

Зайчиков и мишек,

Все из разных шишек.

РОБОТ

Робот маму удивил:

Робот по столу ходил,

А потом пустился в пляс,

Спрыгнув прямо на палас.

УДАЧНЫЙ КОРАБЛИК

Скорлупа ореха,

Из палочки - мачта.

Плыви, мой кораблик,

Ты сделан удачно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры на развитие дыхания"

Хочу поделиться материалом....

Игры на развитие дыхания

Полезные игры, которые способствуют развитию дыхания....

Игра на развитие дыхания, как элемент работы по устранению заикания.

Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»Выполнила учитель – логопед  МБДОУ № 207...

Игры на развитие дыхания

как развить физиологическое дыхание  детей дошкольного возраста...

Игры на развитие дыхания

Игры на развитие дыхания....

Игры на развитие дыхания

Даны рекомендации к проведению дыхательных упражнений, комплекс дыхательных и физических упражнений....

Дидактические игры для развития дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.

Польза дыхательных упражнений для неокрепшей, несформированной дыхательной сиситемы дошкольника. Влияние данных упражнений на общее состояние ребенка. Примеры дыхательных упражнений с фотографиями дид...