Мероприятие «Планеты толерантности» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Полуэктова Елена Владимировна
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 333 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

Мероприятие

«Планеты толерантности»

для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР

Петрушина Татьяна Аркадьевна

учитель-логопед  высшей категории

МБДОУ «ДС № 333 г Челябинска»

Полуэктова Елена Владимировна

воспитатель высшей категории

МБДОУ «ДС № 333 г Челябинска»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения друг к другу.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить термин «толерантность» через игровую деятельность;
  • Формировать понимание  «Мы разные, но мы вместе»
  • Уточнить  понятия "антонимы", как о словах с противоположным значением.

Коррекционные:

  • Развивать коммуникативные навыки у детей;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Развивать мелкую, крупную моторику, координациюдвижений.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в группе, сплочение группы;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения друг к другу;
  • Расширять представления об окружающем мире.

Предшествующая работа: Беседа с детьми по теме  толерантность.  

«Толерантность, что это такое?» Изготовление аппликации  цветка толерантности,  дерева добра,  буклета толерантности.

Средства: эмблемы толерантности, клубок с лепестками, цветные атласные ленточки разного цвета,   маленькие цветы толерантности в подарок, на каждого ребёнка, картинки «планет толерантности».

Участники: дети дошкольного возраста  6 -7 лет.

Количество детей: группа 15 детей.

Длительность: 30 минут.

Ход мероприятия

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, так как мы отправляемся путешествовать по планетам толерантности.

Логопед: Давайте поприветствуем друг друга. Как  здороваются в Японии

(сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться);

- В Великобритании, (пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга);

- в Тибете (показать язык);

- в Германии (очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу).

-Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. 

- Что же такое толерантность, ребята?

Дети: толерантность  - это добро, толерантность - дружба, толерантность – это терпение,толерантность- это  уважение, толерантность – это милосердие, толерантность – это сострадание.

Логопед: Толерантность – это слово вобрало в себя несколько понятий. Толерантность как  клубок,  в котором много нитей.(показывает  волшебный клубок, на котором расположены лепестки «планет толерантности»)

Логопед: как же называется наша  группа?

Дети:«подсолнухи»(Логопед показывает картинку подсолнуха и семечек)

Логопед: Группа у вас одна, а составляете группу, вы, ребята! Все вы отличаетесь друг от друга. Кто то выше , а кто то…

Дети: ниже,

Логопед: у кого то темные волосы, а у кого то …

Дети:светлые волосы.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру "Антонимы" и вспомним различные качества человека.(Упражнение "Антонимы")
- Становитесь  в круг!

- Бросаю  по очереди каждому участнику мяч, произнося при этом черты характера.

- Ваша задача,ребята,  назвать антоним к этому качеству.

Добрый-злой, Ленивый-трудолюбивый ,Умный-глупый, Лживый-честный,

Усидчивый – невнимательный (рассеянный), Неряшливый-аккуратный, Трусливый-храбрый (смелый), Грустный – веселый, Щедрый-жадный,Ласковый-грубый, Ловкий – неуклюжий.

Логопед: мы с вами вспомнили положительные и отрицательные качества человека. 
- Ребята, в каждом из нас есть положительные и отрицательные качества. И для того, чтобы в группе вы могли найти общий язык, нужно принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками.

- Все вы разные (отличаетесь по цвету волос, по росту) , но все вы едины, как одно целое! (картинка подсолнуха)

- Необычныйклубок поможет нам побывать на планетах толерантности и справиться с заданиями.

-А чтобы его отблагодарить, мыбудем украшать его ленточками!

Воспитатель: И первая планета –это «планета волшебных слов»

- Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

- Поиграем с вами в игру ,вспомним волшебные слова!

(Воспитатель читает предложения, дети договаривают вежливые слова)

- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста

- Везде и всюду говорят на прощание … до свидания

Воспитатель: Стать вежливым нелегко, но это очень важно!

- Скажем спасибо волшебному клубочку и завяжем на него ленточку!(Дети завязывают ленточку на нить клубка)

Логопед: Наше путешествие продолжается! Клубочек ведет нас дальше и следующая планета толерантности  называется « планета дружбы»

- Объясняю смысл игры. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:«Это я, это я, это все мои друзья!»Если не согласны, вы молчите и машете руками.

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

-Кто с игрушками играл, и везде их разбросал?

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

 - Кто проснулся утром рано, и умылся сам под краном?

- Кто сломал сегодня стул, в лужу девочку толкнул?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

-Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?

-Молодцы, ребята! Что за конверт нас ожидает? (Логопед обращает внимание на конверт)  - Откроем?

Дети: Да, откроем!

Логопед:  В  конверте пазлы, как вы думаете мы справимся с заданием, сможем собрать пазл?

Дети: Справимся!

Воспитатель: Справимся в том случае, если будем работать вместе и дружно, ведь мы находимся на «планете дружбы»! (Дети выполняют задания, собирают пазл, завязывают новую ленточку на нить клубка)

- Клубочек направляет нас на следующую планету, которая называется «планета милосердия». 

- Проявляете ли вы чувство милосердия, сострадания  по отношению к другим людям?

Дети: да!

Воспитатель: В каких случиях?

Дети: в случае, когда человеку плохо,  трудно!

Воспитатель:Верно, молодцы! С трудностями сталкиваются разные категории  людей (слепым – трудно рассмотреть, глухим – трудно расслышать)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Слепой и поводырь»(На свободном пространстве группы раскладываются препятствия, дети становятся парами).

- Завязываем глаза – вы  будите незрячие люди, а вы – поводыри. Вы должны провести своих товарищей так, чтобы они не оступились и вовремя поворачивали на поворотах. (Воспитатель следит за ходом игры, помогает и регулирует движение детей).

-Что вы испытывали, когда были незрячими людьми?

Дети: Было страшно, не знал (а) куда идти.

Воспитатель: когда были поводырями?

Дети: Боялись, что дети оступятся, упадут.

Воспитатель: Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются особенные люди.( Дети завязывают новую ленточку на нить клубка)

Логопед: Клубочек направляет нас на  следующую  планету, «планета доброжелательности». Сейчас я буду называть героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) –хлопаете в ладоши, а если нет- топаете ногами. (Иван –царевич, Кощей бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Золушка, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Карабас- Барабас, лисичка.

( Сказочный герой сопровождается показом , дети выполняют условия игры.)

Логопед: Молодцы! выполнили задания верно!(Дети завязывают новую ленточку на нить клубка)

-  Какая же следующая планета нас ожидает?

Воспитатель: ну а мы направляемся за клубочком и попадаем на самую огромную планету «планета толерантности». Сейчас я буду задавать вопросы, вы говорите «да», если так поступает толерантный человек, и «нет», если так поступает нетолерантный человек.

-поздороваться при встрече?

-толкнуть и не извиниться?

-говорить «спасибо»  за подарки?

- обозвать обидным словом соседа?

-бегать , кричать , сбивая всех с ног?

-помогать родителям?

Дети:отвечают «да», «нет»(завязывают новую ленточку на нить клубка)

Логопед:Ну что ж, ребята, молодцы! Посмотрите, клубочек превратился в длинную ниточку, на которой мы завязали разные ленточки. Все ленточки разные , по цвету и ширине. И это не имеет значения! Ведь все они на одной ниточке, которая является целым клубочком. Как и мы с вами, все разные, но все мы едины! Мы одна группа. В которой каждый из вас является ее частью. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

Воспитатель:Я предлагаю сыграть в  интересную игру, которая называется «Я хочу с тобой дружить». В руках у меня наш «волшебный» клубочек дружбы. Нужно передавать друг другу клубочек и говорить слова

 « Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

(Воспитатель начинает игру со словами)

«В руки я клубок возьму, руку обмотаю. А кому его отдам- Мы сейчас узнаем..»

( передает клубок ребенку со словами)

« Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить! – Леночка клубок возьмет…»

( ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку и проговаривает слова)

(Игра продолжается пока клубочек не вернется к воспитателю, который натягивает ниточку и говорит:

« Буду так я говорить:

- С вами я хочу дружить!

- А сейчас закройте глазки (воспитатель легонько натянула ниточку, чтобы почувствовать друг друга)

- « Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой!»

Логопед: Мы создали  круг толерантности. Это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. И каждый  из нас  готов поддержать друг друга в трудную минуту.   

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Давайте будем дарить добро и улыбки!

Литература

  1. Исмаилова Н.И. Развитие толерантности у детей дошкольного возраста / Н.И. Исмаилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019.
  2. Карасева Т.Ю. Формирование толерантности у старших дошкольников в игредраматизации / Т.Ю. Карасева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. - 2019.
  3. Кочисов В.К. Воспитание у дошкольников толерантного отношения / В.К. Кочисов, А.В. Небежева // Синергия Наук. - 2018. - № 30.
  4.  Шмелева О.И. Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников / О.И.Шмелева // Наука, образование и культура. - 2019. - № 1 (35).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В совр...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

"Планеты толерантности" для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР

ldquo;Толерантность состоит в уважении к личности, к человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, в уважении к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать дру...

"Планеты толерантности" для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР

Мероприятие«Планеты толерантности»для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР...