Приемы коррекции дикции при нарушениях речи
учебно-методический материал по логопедии

Пашкова Ангелина Александровна

Общие и специфические приемы коррекции дикции при нарушениях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priemy_korrektsii_diktsii_pri_narusheniyah_rechi.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие и специфические приемы коррекции дикции при нарушениях речи Выполнила: Пашкова Ангелина

Слайд 2

« Хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной ». Станиславский К. С. Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи. Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Слайд 3

Основу артикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно тренировать. Часто недостатки дикции объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткая дикция - результат неправильного речевого воспитания. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука. Для того чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании .

Слайд 4

Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение . Разминкой здесь является артикуляционная гимнастика Артикуляционная разминка: Встаньте перед зеркалом. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке. Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день Упражнение «Массаж десен» Закрыть рот и провести языком по зубам изнутри по часовой стрелке и обратно (по 20 раз). Упражнение «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. На счет «раз» - язык высунуть и подержать. На счет «два» - убрать в глубь рта. Размять мимические мышцы лица – сделать страшную, смешную, грустную рожицу, выпучить глаза, надуть щеки. Допускается импровизация.

Слайд 5

Мыщцы, участвующие в артикуляции Упражнение «Шторки» На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы. На счет «два» - губа возвращается на место. На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счет «четыре» - губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе. Упражнение «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку. Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.

Слайд 6

При каждой нозологии они свои, например, перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, детям с дизартрией необходимо провести логопедический массаж. А с алаликами занятия проводится только в игровой форме. При ринолалии же работа строится над восстановлением двигательной функции гортани и воспитанием навыков правильного голосоведения. К мерам, способствующим улучшению дикции детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба. После операции, работа состоит из дыхательной гимнастики для удлинения выхода и артикуляционной гимнастики для усиления нёбно-глоточного смыкания.

Слайд 7

Тренировка дикции начинается с гласных звуков, правильное произношение которых придает звучность и мелодичность нашей речи, в то время как согласные звуки являются как бы костяком, каркасом. Отработка гласных звуков При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий, меняется лишь положение губ и языка. Основных гласных звуков шесть [И], [Э], [AJ, [О], [У], [Ы]. Стойте ровно и, держа руки на груди, постепенно наклоняйте туловище вперед и произносите звук «О» и «У». Постепенно старайтесь делать голос все ниже и ниже. Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта. Затем, уделяется внимание согласным звукам – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания.

Слайд 8

Работа над согласными звуками Упражнение «Алфавит» - интенсивное упражнение для тренировки простых звуков. Произносим согласные звуки алфавита по таблице гласных сначала по одному разу, затем по 2 раза и по 3 раза.

Слайд 9

Би - бэ - ба - бо - бу - бы Би - бэ - ба - бо - бу - бы Би - бэ - ба - бо - бу - бы Би - бэ - ба - бо - бу - бы Би - бэ - ба - бо - бу - бы Би - бэ - ба - бо - бу - бы Далее усложняем упражнение и добавляем в него работу с интонацией и вниманием. Задача - менять ударения сохраняя средний темп речи. (Ударные слоги отмечены красным цветом) Таким образом проходимо пройтись по всем согласным алфавита. При дизартрии и дислалии в работе над дикцией необходимо соблюдать принцип отбора речевого материала, в нем не должно быть звуков дефектно произносимых.

Слайд 10

Бип - бэп - бап - боп - буп - бып Виф - вэф - ваф - воф - вуф -выф Гик - гэк - гак - гок - гук - гык Дит - дэт - дат - дот - дут - дыт Жиш - жэш - жаш - жош - жуш - жыш Зис - зэс - зас - зос - зус - зыс Кик - кэк - как - кок - кук - кык Лил - лэл - лал - лол - лул - лыл Мим - мэм - мам - мом - мум - мым Нин - нэн - нан - нон - нун - нын Пип - пэп - пап - поп - пуп - пып Рир - рэр - рар - рор - рур - рыр Сис - сэс - сас - сос - сус - сыс Тит - тэт - тат - тот - тут - тыт Фиф - фэф - фаф - фоф - фуф - фыф Хих - хэх - хах - хох - хух - хых Затем, пробуем в алфавит добавить окончания, которые нужно проговаривать, утрированно, намного сильнее, чем в жизни.

Слайд 11

Птки - пткэ - птка - птко - птку - пткы Бдги - бдгэ - бдга - бдго - бдгу - бдгы Кпти - кптэ - кпта - кпто - кпту - кпты Гбди - гбдэ - гбда - гбдо - гбду - гбды Тпки - тпкэ - тпка - тпко - тпку - тпкы Дбги - дбгэ -дбга - дбго - дбгу - дбгы Взби - взбэ - взба - взбо - взбу - взбы Фсби - фсбэ - фсба - фсбо - фсбу - фсбы Кликт - клэкт - клакт - клокт - клукт - клыкт Мнли - мнлэ - мнла - мнло - мнлу - мнлы Рли - рлэ - рла - рло - рлу - рлы Штри - штрэ - штра - штро - штру – штры Жри - жрэ - жра - жро - жру - жры Стикт - стэкт - стакт - стокт - стукт - стыкт Хлим - хлэм - хлам - хлом - хлум - хлым Упражнение «Звуковыристые звукосочетания» - здесь отрабатываем соединения сложных согласных звуков произнесения

Слайд 12

Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками Как отрабатывать скороговорку 1) Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее запомните каждое слово. 2) Затем несколько раз произнесите текст, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.

Слайд 13

3 Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым. 4 Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится. 5 Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их. 6 Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, речитативом, с выражением. 7 Постепенно ускоряйте темп. При заикании существуют свои особенности работы с дикцией, темп проговаривания должен быть медленным и умеренным. При алалии необходимо использовать короткие слова, доступные пониманию и повторению, желательно 1-2 слога, без стечения согласных; добавить больше радостных ноток

Слайд 14

Речевые правила для заикающихся : • Успокойся и расслабься • Подумай, вдохни и медленно, слитно говори. • Длинные фразы произноси по частям, не торопясь, вдыхай воздух в паузах между ними. • Произносите слитно, на одном выдохе выделенные из слова гласные звуки и само слово. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные. • Слова произноси медленно, как бы растягивая каждый слог, но слово должно звучат ь слитно, делай доборы воздуха после паузы, если на всю фразу не хватит речевого дыхания. • При неудачах остановись, успокойся и, слегка вдохнув, уверенно, несколько медленнее продолжай говорить.

Слайд 15

Речевые правила для заикающихся : • Никогда не прибегай во время речи к уловкам, чтобы избежать или скрыть заикание. • Используй синхронные движения пальцев ведущей руки с речью по методике Л.З. Андроновой • Сначала фразы должны быть подобраны с ударением на первом слоге первого слова. • Затем фразы из трех-четырех слов, начинающихся с гласного звука • После того, как достигнешь успеха в легких упражнения, приступай к усложнения и импровизации. • Не забывай! Главное не скорость, а отсутствие заикания и четкость произношения!

Слайд 16

Произносить скороговорки не только полезно для развития речевого аппарата, но ещё и очень весело! На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов. Около колодца кольцо не найдется. Молодец против овец, против молодца сам овца. Москвой-столицей весь народ гордится. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона

Слайд 17

Существует довольно много различных упражнений, которые, в основном, способствуют тому, чтобы научить человека произносить как можно более длинные тексты, не прерывая их вдохами или паузами в тех местах, где это нарушило бы смысловую либо эмоциональную нагрузку текста. Важно следить за ритмичностью проговаривания, не забывать темп, дикцию. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но, надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать. И постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании. Как исправить дикцию, проводя время за чтением любимых книг? Нужно читать вслух, чётко артикулируя все звуки, обращая внимания на эмоциональность текста. Начав с хорошо знакомых произведений, можно перейти к абсолютно незнакомым текстам. Важно следить за дикцией, не огорчаясь возможными огрехами, но внимательно их фиксировать и исправлять.

Слайд 18

Так как, развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. И не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха. Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается. При алалии из-за структуры дефекта коррекция может затянуться на неопределенно долгое время.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.

Конспект  занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.   Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. Цель: Закреплять правильное произношени...

Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников

Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следуе...

Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Дано описание методов и приемов коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

«Речевые игры как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников»

Хорошая, правильная речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли. Но речь ребёнка не является врождён...