Круглый стол для педагогов
методическая разработка по логопедии

Динара Хабирьяновна Муксинова

Круглый стол для студентов-практикантов о технологии-ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_pedagogov.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

 

Подготовила:

Учитель-логопед

Д.Х. Муксинова

Мегион 2017

            В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений -  развитие творческого потенциала и речи  детей. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

           ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего, в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С. Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

           Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.

           Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.    

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей. 

Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

3.  Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом,  и меньше  переживает о своем признании окружающими.

8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.

11. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

    Для решения поставленных задач были используются следующие методы: 

проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). 

           

Приемы:

1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в  старшем дошкольном возрасте решают противоречия).

2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка»).

3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.

4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).

Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

         

        Особенности работы по технологии ТРИЗ-РТВ

 Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду  является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную  жизнь детей, а   не носили  «академический» характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие  диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает  своё  мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться  и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие –  выбрать Игрушку необычную, оригинальную.  После подведения итогов  дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам  рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?,  Что осталось непонятным?  и   др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей»,  «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о   ….., а на следующем занятии узнаем, почему  …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного  вида деятельности к другим, связав содержание  занятия с последующими, режимными моментами.

            Технология ТРИЗ работает как в организованной, так  и в совместной деятельности. Она  выстроена из нескольких этапов:

  1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
  2. этап (ознакомительный) – средняя группа;
  3. этап (изобретательный) – старшая группа;
  4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

           Методы составления сказок  применяются на заключительном  этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются  следующие методы составления сказок:

- «Салат из сказок»;

- «Выкладывание карт»;

- «Маленькие человечки»;

- Сказка «наизнанку»;

- «Сказка в заданном ключе»;

-  Мозговой штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном  содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

           Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное.  Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

            Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.
  3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
  5. Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с детьми я придерживаюсь следующей последовательности:

а) Выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности.

б) Определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия.

в) Формулировка программного содержания.

г)  Выбор разнообразных инструментов обучения.

д) Составление конспекта.

           Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:         

          Метод «Мозговой штурм» (автор -  морской офицер Алекс Осборн).                        

          Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления  провожу тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).  

          Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

          Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих действий. 

          Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач, которые использовала в своей работе.

          Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Я разработала несколько игр с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.

         

           Методы развития речи на основе дифференцированного подхода.  

           Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

           Пособие «Гусеничка».

           Цель: формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

           Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составили загадки и оформили в виде альбома         «Наши загадки».                

           Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры использу схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения. 

Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

           Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в прошлое», «День космонавтики», «День доброты», «Комнатные растения».  Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.

           Для успешного использования ТРИЗ-технологии я создала соответствующую развивающую среду: приобрела дидактические развивающие игры и пособия, картинки, разные виды театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети  имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности. 

           

Библиографический список:                                                                Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.  

Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.

Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание. Рига,1993.

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.

Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ.  ред. Сидорчук. Челябинск, 2000.

http://www.trizland.ru/

http://www.altshuller.ru/triz/

http://trizinfo.by.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»

рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...