Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
методическая разработка по теме
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.
Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Благополучное эмоциональное развитие обеспечивает успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребёнка.
То есть на первый план выступает развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей. Оно рассматривается как необходимое условие успешной адаптации личности в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_pedagogov.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №146 г.о. САМАРА
443029, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 194-а
Круглый стол для педагогов ДОУ на тему
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Выполнила
Никитина Вера Александровна
воспитатель,
МБДОУ детский сад №146
Самара, 2013г.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.
Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
В наши дни по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.
Благополучное эмоциональное развитие обеспечивает успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребёнка.
То есть на первый план выступает развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей. Оно рассматривается как необходимое условие успешной адаптации личности в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.
В этом присутствует ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах
Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Но, как говорили педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Вместе с педагогом-психологом в старшей группе нашего детского сада мы провели первоначальную диагностику эмоционально-личностной сферы, применяя методики: «Рисунок человека» К. Маховера, «Рисунок семьи», «Диагностика самооценки» Т.В.Дамбо, С.Я.Рубинштейн, «Два дома» И.Вандвик, П.Экблад с целью выяснения самооценки детей, их личностных особенностей и представлений о значимых социальных сферах (о семье, о детском саде). Результаты исследования показали, что на начало года с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 19% детей, со средним –59%, с низким 22% от общего количества 100%.
То есть у детей недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, они не умеют выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Заметим, что данное положение отрицательно сказывается на личностном, социальном и эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста.
Недостатки в основном процессе
Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которой нет конкретных разделов, направленных на развития у дошкольников эмоциональной сферы. Психолого-педагогическая работа строится на освоении детьми совокупности образовательных областей.
Каждой образовательной области соответствует определенный вид детской деятельности. Грани между образовательными областями очень тонкие (происходит интеграция образовательных областей).
Проявляются недостатки в недопонимании педагогом принципа интеграции образовательных областей: какие области интегрируется и как. Раньше педагог был нацелен на развитие знаний, умений и навыков у дошкольников, а сейчас необходимо уделять больше внимания формированию общей культуры, развитию «качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», но педагог не годов к этому.
Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», то есть с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности
В настоящее время федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. В частности, предъявляются требования к кадровому обеспечению, к материально – техническому, к информационно – методическому обеспечению.
В условиях ФГТ уровень квалификации педагога образовательного учреждения должен соответствовать квалификационным характеристикам. Педагог должен:
-обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
-организовывать различные виды деятельности и общения воспитанников;
-организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Но в реальных условиях ДОУ мы сталкиваемся с тем, что педагог ограничен в решении вопросов развития эмоциональной сферы знаниями, полученными десятилетия назад, которые не соответствуют современным требованиям. Система методической помощи не удовлетворяет новым запросам педагогов.
В дошкольном учреждении развивающая среда не полностью соответствует требованиям, которые включают соблюдение следующих принципов:
- информативности/ предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования/;
- полифункциональности /предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды/;
- педагогической целесообразности /позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка/;
- трансформируемости /обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства/.
Согласно ФГТ к условиям реализации ООП ДО предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей, но на сегодняшний день это затрудняется из-за недопонимания педагогом этого принципа.
Предъявляются требования и к информационно-методическому обеспечению: необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Однако возникает существенное противоречие: ведь для поддержки информационного обеспечения образовательного процесса необходимо повышение компетентной грамотности педагога для работы с информацией и использования информационных технологий, а в дошкольном учреждении условий для решения этой задачи нет.
Анализ моей работы и детского сада в целом показывает, что существующие недостатки в результатах, в основном процессе, и в условиях профессиональной деятельности являются основным препятствием для успешного эмоционального и личностного развития ребёнка дошкольного возраста.
2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.
С одной стороны мы имеем необходимость развития и коррекции эмоциональной сферы детей, что поможет им в дальнейшем быть адаптированными к социальной жизни, общаться с людьми, справляться с трудностями, решать возникающие проблемы максимально самостоятельно, и с другой стороны недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога, не готовность его работать в таких условиях.
3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.
В результате проводимой мной работы дети учатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; замкнутые – получили возможность быть «услышанными» и «увиденными», неуравновешенные и агрессивные – узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- эмоционально-отзывчивый;
- откликается на эмоции близких людей и друзей ;
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
-эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации.
Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Педагог ориентируется на формирование у дошкольников новых эмоционально-личностных компетенций.
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника необходимо произвести изменения в самом образовательном процессе, а в частности в его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля.
Для изменения содержания образовательного процесса в старшей группе нашего детского сада, с целью развития и коррекции эмоциональной сферы детей, я, как педагог, повысила свой профессиональный уровень с помощью самообразования. В результате изучения различной литературы по интересующему меня вопросу (Е.В.Шитова «Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие», А.Н.Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет», Ю.Е.Веприцкая «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» и др.) я получила знания, которые помогли мне скорректировать свою работу в группе.
В перспективное планирование работы в группе были добавлены темы недели: «Мир эмоций», «Путешествие на остров Плакс, на остров Радости», «Наши чувства», организована работа театрального кружка «Мы артисты». Проведено совместно с педагогом-психологом родительское собрание «Кувшин эмоций» (цель: помочь родителям разобраться в особенностях эмоционального проявления у своего ребенка, познакомить с позициями грамотного выстраивания отношений с детьми).
Для успешного формирования у дошкольников таких интегративных качеств, как: эмоционально-отзывчивый; откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы в нашей группе я, совместно с психологом, включила в воспитательно-образовательный процесс с дошкольниками тренинговые программы С.В Крюковой («Давайте жить дружно», цель: адаптация вновь прибывших (домашних) детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь», цель: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации). Это представляет более широкие возможности для формирования у детей данного социально-личностного аспекта.
Образовательный процесс строится с помощью разнообразных видов деятельности, в том числе и новых:
Формы работы | Содержание | Цели |
Упражнения, подвижные игры | («Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется» | Развитие различных чувств и эмоций, на развитие умения понимать чувства других людей, развитие способов поднятия настроения |
коммуникативные игры | “Путешествие на остров”, “Снежный ком” и т.д | Формирование у детей способности увидеть достоинства в других людях |
игры, направленные на развитие воображения | “Угадай, что я делаю?”, “Одно и то же по-разному”, “Превращение предмета” | Расширение круга осознаваемых эмоций, возможности лучше понимать себя и других людей, развитие эмпатии по отношению к окружающим. |
чтение, пересказ, беседы, вопросы по прочитанному | Л,Н,Толстой «Трус», С.Михалков «Три поросёнка», К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», русская народная сказка «Лиса и журавль» и др. | Расширение кругозора дошкольников, развитие эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия героям произведений |
минутки изобразительной деятельности | «Цветное настроение», «Грустный – весёлый» | Развитие ассоциативного мышления, эмоциональной сферы |
театральных этюдов, элементов театральной деятельности | «Вот я какой!», «Это Я!», «Встреча с другом», «Изобрази своего друга», «Возьми и передай» и другие | Знакомство с элементами выразительных пантомимических движений. |
В работе с детьми активно используются ТСО: проектор, компьютер, музыкальный центр, МФУ, медиатека.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов в развитии эмоционально-волевой сферы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения.
В процессе мониторинга исследуются личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком в повседневной жизни детского сада, бесед, проведений различных диагностических тестов, критериально - ориентированных методик (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду»). Отслеживаются критерии, которые помогают определить степень развития эмоциональной сферы у дошкольников в моей группе. А именно:
- эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;
- понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. На данном этапе работы в нашем ДОУ по развитию и корректированию эмоциональной сферы у детей необходимо:
- изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения (беседа, опрос, анкетирование, «почтовый ящик») с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса;
- расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению обновления системы образования: семинары «Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников», «Влияние эмоциональной сферы дошкольника на развитие личности» и т.п.
- через систему открытых мероприятий в ДОУ познакомить педагогов с методами и способами коррекции эмоциональной сферы: мастер – класс «Калейдоскоп эмоций», «Закрепление знаний о чувствах»; театрализованные представления «Заюшкина избушка», «Кошкин дом».
- создать эффективную систему курсовой подготовки по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Происходят изменения и в научно-методическом обеспечении образовательного процесса.
Разрабатываются методички и буклеты для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»; подборка и составление картотеки игр, направленных на развитие воображения (“Угадай, что я делаю?”, “Одно и то же по-разному”, “Превращение предмета”); разработка сценариев театрализованных постановок, составление цикла бесед: «Знакомство с основными эмоциями», «Различение основных эмоций», «Анализ эмоций»; календарно-тематическое планирование, проектная деятельность.
Материально-технические изменения:
Проектирование развивающей среды в группах (создание центров активности, подбор атрибутов для театрализованных этюдов: игрушки, элементы одежды, предметы быта; подбор видеоматериалов : видеозаписи «проявление детских эмоций», мультфильмы; использование технических средств обучения (электронные презентации на тему «Развитие эмоциональной сферы у дошкольников», компьютеры, проектор, МФУ).
В годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу внесены задачи социально-личностного развития ребенка. Одной из них является формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Заключение договоров с родителями на организацию экскурсий для дошкольников.
Организация встреч с артистами театров; организация экскурсий в «Филармонию», в «закулисье» Кукольного театра.
Информационные изменения:
Подборка и создание картотеки книг для использования педагогами по развитию эмоциональной сферы: Т.А. Данилина «В мире детских эмоций», Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников», О.В.Хухлаева «Лесенка радости», Ю.Е Веприцкая «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет». Подборка периодических изданий: журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»; интернет-ресурсы; использование ИКТ.
Одна из составляющих компетенций воспитателя – знание основ работы с ПК, текстовыми редакторами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием, электронными образовательными ресурсами.
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В моей группе для развития эмоциональной сферы дошкольника, для того чтобы сделать ребенка эмоционально-отзывчивым я использую один из эффективных методов – электронную интерактивную дидактическую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся
Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...